Пенсионная система и ее реформирование
В 2011 г. в России численность граждан пенсионного возраста составляла 40,0 млн человек, или 28,0% общей численности населения. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Пенсионные системы государств включают в себя несколько основных элементов: государственные пенсионные программы, обязательные накопительные пенсионные программы, профессиональные пенсионные программы и дополнительные накопительные программы. Как правило, в пенсионных моделях выделяют три основные группы:
1) социальная пенсия, которая предоставляется государством гражданам при наступлении пенсионного возраста вне зависимости от наличия и величины трудового стажа;
2) трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа;
3) дополнительная пенсия, которая имеет два источника либо самофинансирование самих граждан в счет будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд па именные счета своих работников.
Пенсионная система России прошла несколько этапов. Впервые государственное пенсионное страхование было введено в России в начале XX в., т.е. значительно позднее, чем в большинстве других стран. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было практически отменено и вновь введено только в 1927 г. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения входила составной частью в общую систему социального страхования, обеспечивала всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Средства на выплату пенсий аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который являлся составной частью государственного бюджета страны. Достаточно стабильные темны экономического развития позволяли до 1956 г. использовать все преимущества сбалансированного по доходам и расходам бюджета социального страхования. Однако с увеличением численности лиц, имеющих право на получение пенсии (колхозников), а также существенного увеличения размера пенсий отдельным группам пенсионеров стала возрастать несбалансированность бюджета соцстраха, и все больше выплата пенсий ставилась в зависимость от дотаций государственного бюджета. Положение особенно усложнилось в 1980-е гг., когда взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов, и государственный бюджет формировал по существу 60% бюджета социального страхования. Причем даже повышение тарифов, взносов на социальное страхование, введенное в 1982 г., сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. это соотношение снизилось до 0,51, что экономически недопустимо.
С целью ликвидации дотационность пенсионного бюджета в условиях нарастания необходимости радикальных рыночных преобразований 15 мая 1990 г. был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан", направленный на решение важнейших социальных задач: стабилизацию и подъем материального положения пенсионеров, сокращение численности малообеспеченных граждан. Но изменение государственного устройства повлекло пересмотр принципов принятого закона и потребовало принятия нового Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В данном Законе впервые были четко прописаны принципы обязательного государственного пенсионного страхования и определены условия формирования государственного пенсионного фонда. Полный отказ от бюджетных дотаций был провозглашен как важнейшее условие функционирования пенсионного фонда и государственного бюджета. Изменение каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионное обеспечение, использование для этих целей прежде всего страховых методов было чрезвычайно важной экономической предпосылкой формирования новой устойчивой пенсионной системы в условиях становления в стране рыночных отношений.
Таким образом, бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) стал полностью автономной финансовой системой, которая балансируется по доходам и расходам с помощью регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков. Денежные средства ПФР находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и бюджетов и изъятию не подлежат. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном страховании в Российской Федерации" доходы ПФР формируются из страховых взносов плательщиков и поступлений из федерального бюджета для выплат социальных пенсий, "ветеранских", "чернобыльских", "военных" (кроме офицерского состава), персональных и некоторых других пенсий.
В соответствии с постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. №2122-1Российской Федерации (России)" к основным функциям ПФР относятся: сбор и аккумуляция страховых взносов, капитализация средств фонда, привлечение дополнительных средств, взыскание с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца. Кроме того, на ПФР возложена обязанность контролировать совместно с налоговыми службами поступление и расходование страховых взносов.
В настоящее время организационная структура пенсионной системы России включает в себя:
• региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
• региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие назначение и выплату пенсий;
• ЦБ РФ, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет свои финансовые операции;
• региональные отделения Сбербанка России;
• Федеральное агентство связи (подчиненное Министерству информационных технологий и связи Российской Федерации), через отделения которого осуществляются пенсионные выплаты (80% от общего объема доставляемых пенсий).
Через региональные отделения ПФР осуществляются сбор страховых взносов и финансирование органов социальной защиты, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.