Педаметрическая теория А. Бине
Французский психолог и педагог Альфред Бине, приверженец эволюционных идей Дарвина и инструментализма Дьюи, более всего был заинтересован в экспериментальных разработках в области психологии и педагогики. В научном статусе указанных дисциплин он не сомневался. Но подлинная наука предполагает тщательное лабораторное изучение изучаемых явлений и, следовательно, их измерение. Что именно и каким образом следует измерять, оставалось в значительной степени неясным. Бине надеялся, что лабораторные исследования, наблюдения за детьми и взрослыми позволят ему справиться с проблемой психологических и педагогических измерений. Так и произошло. Итоги своей 30-летней исследовательской деятельности Бине подвел в книге, опубликованной в год его кончины, "Современные идеи о детях"[1]. Теория измерения интеллекта Бине могла быть применена к любым людям. Но его особенно интересовала судьба детей, прежде всего, отстающих в развитии. Им он мечтал оказать посильную помощь в первую очередь.
В упомянутой книге Бине определял интеллект людей посредством концептов понимания, изобретательности, направленности и критики. Но он отлично осознавал, что, во-первых, признаков интеллекта много, а во-вторых, они не могут быть измерены единообразно. Плюрализм измерений стал для Бине камнем преткновения, но выход из затруднительной ситуации нашелся.
Вместе со своим сотрудником Т. Симоном Бине изучал пять групп разновозрастных детей по 10 человек в каждой. Каждая группа детей была сформирована таким образом, что в ее состав входили дети среднего уровня развития. Уровень интеллекта детей оценивался в годах (три года, шесть лет и т.д.). Эта единица измерения была условной, ибо она понималась в качестве величины, коррелятивной степени развития интеллекта. Детям предлагались тесты различной степени сложности. В зависимости от ответов на них определялся интеллектуальный возраст каждого испытуемого. Так, шестилетний малыш мог по своему интеллектуальному развитию соответствовать ребенку четырех или семи лет. Таким образом, в распоряжении исследователей оказалась соответствующая шкала измерений, единицей которой был избран год интеллектуального развития. Уровень интеллекта определялся относительно уровня интеллекта другого равного по основным признакам среднестатистического человека. При желании метод Бине – Симона мог быть использован для измерения любого качества интеллекта человека.
Бине понимал, что педагогическое измерение отличается от соответствующей физической акции. Оно предполагает особый процесс интерпретации. Строго говоря, любой процесс измерения предполагает некоторую интерпретацию. Но тип интерпретации меняется от одной теории к другой.
Метод Бине – Симона был с восторгом принят в США. Здесь он в несколько трансформированном виде стал использоваться для определения коэффициента интеллектуального развития IQ. Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и с таким разбросом, чтобы 50 % людей имели IQ между 90 и 110, а по 25 % – ниже 90 и выше 110. Интересно, что единицам измерения IQ не присвоено специального имени и он не измеряется в условных годах.
Отметим, что шкала измерений совсем не обязательно должна быть такой, какой она принимается при определении коэффициента IQ, когда отсчет ведется относительно уровня интеллекта среднестатистического человека. Можно, например, присвоить самому развитому интеллекту число единиц, равных 10, 100 или 1000. Соответственно, условно определяется и нижняя граница.
Судя по работам Бине, он не имел ясного представления о соотношении уровня знаний с научными концептами. Бине, подобно другим психологам, часто обращался к концептам памяти, внимания и воображения. К сожалению, далеко не всегда исследователи учитывают, что феномены общего содержания контекстны, они всегда зависят от той теории, в рамках которой они действительны. Не существует, например, внимания вообще, а есть внимание в области математики, физики, педагогики и т.д. То же самое относится ко всем феноменам общего содержания.
Выводы
1. Все признаки, присущие людям как объектам педагогической науки, измеримы и, следовательно, должны измеряться. Подобно тому, как в состав экономики входит эконометрика, научная педагогика не может обойтись без педаметрики, основателем которой является Бине.
2. А. Бине показал, что характеристики с нетривиальным психологическим и педагогическим ОГЛАВЛЕНИЕм поддаются измерениям.
3. Его работы имеют непреходящее значение для осмысления экспериментальной деятельности педагогов и психологов.
4. А. Бине испытывал трудности в деле интерпретации соотносительности эксперимента с другими этапами концептуальной трансдукции.