Лекция 3. Педагогика и образование нового времени
Педагогика и школа Нового времени развивались в социальных условиях, переломных для человечества. Нидерландская революция (1566–1609), Английская революция (1640–1660), Война за независимость США (1777–1783), Французская революция (1789–1794) – таковы исторические точки отсчета возникновения новой педагогики и школы. Западная педагогическая мысль в указанные исторические сроки прошла два принципиальных этапа развития: начало Нового времени (первые три четверти XVII в.) и эпоха Просвещения (конец XVII–XVIII вв.) На протяжении этих этапов социальные институты, идеология феодализма превращались во все более явный тормоз для воспитания и обучения. В противоречие со временем вступала традиция, когда жизненный успех обеспечивали не деловые качества и образованность, а игра обстоятельств и принадлежность к привилегированным сословиям, когда на вершину власти поднимались люди если не невежественные, то, во всяком случае, не получившие достаточного образования. В Европе появляется небывалое число трактатов, в которых выражались стремления сделать личность свободной, обновить посредством воспитания и образования духовную природу человека. Педагогическая проблематика становится одним из приоритетов научных исследований. Общественная мысль стремилась превратить педагогику в самостоятельную область исследований, отыскать законы педагогического процесса.
Наиболее заметная роль в критике средневековой сословной школы, разработке новых педагогических идей принадлежала представителям позднего Возрождения и Просвещения (XVII–XVIII вв.). Эти идеи носят гораздо более рациональный, светский смысл по сравнению со средневековым воспитанием и обучением. Провозглашается свобода совести и право на религиозное образование согласно своей конфессии. Усиливаются стремления обеспечить национальное воспитание. Ускоряется формирование иных общественных и духовных ценностей, пересматривается концепция человека и мира. Меняются трактовки воспитания идеальной личности. Если в XVII в. речь шла прежде всего о благородном человеке, то в следующем столетии – о просвещенном гражданине. Новый педагогический идеал был ориентирован на развитие человека, постигающего окружающую действительность как целостный мир и одновременно часть множества иных миров. Воспитать такого человека можно было только на основе нового знания, необходимого для занятий коммерцией, путешествий и т.д. Такое знание могло даваться лишь на родном языке. Следовало интегрировать с этим новым знанием средневековую "школьную премудрость" на латинском языке. Педагогика позднего Возрождения и Просвещения должна была приспособить полноценное образование к обслуживанию иной клиентуры: промышленников, ремесленников, торговцев. Была выдвинута новая программа воспитания и обучения. Пересматривались цели, направленность воспитания, провозглашались активное, мотивированное обучение, включение в программу образования родного языка, расширение преподавания точных и естественных наук, отказ от исключительно вербального преподавания, поощрение преподавания национальной истории и пр. Были поставлены вопросы всеобщности начального обучения, изменения роли изучения древних и современных языков и литературы, индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии. Подчеркивались потребности обновления воспитания детей, образования взрослых, формирования гражданина. В итоге общественной мыслью Запада к концу XVIII в. наметилась новая парадигма целей, содержания воспитания и образования, изучения ребенка и взрослого и, наконец, предмета педагогической науки. Но это был скорее эскиз, нежели развернутые теории. Завершить оформление новой педагогики предстояло мыслителям XIX столетия.
В XIX столетии в России и на Западе завершается оформление классической педагогики Нового времени. На протяжении этого времени на европейскую педагогическую мысль влияла философия Просвещения. Заметно переменилось отношение к воспитанию и обучению. Многие педагоги и политики осознали, что все люди, независимо от социального положения, вправе приобретать образование. Более гуманный характер приобретает процесс воспитания. Примечательно, что в 1860-е гг. в России и отдельных странах Западной Европы, в частности во Франции, были официально отменены физические наказания школьников. Заложенная усилиями деятелей Просвещения программа демократизации образования приобрела конкретные очертания и была оформлена законодательно. Однако демократизацию воспитания и обучения предстояло еще осуществить практически. Педагогика и школа Запада существовали в ситуациях социальных потрясений (европейские революции и войны, гражданская война в США). На ее эволюцию повлияли события мирового и европейского масштаба, а также социальные процессы в отдельных государствах Запада. Характер и масштабы идейно-педагогического движения определялись особенностями развития каждой страны. Если в Западной Европе сказывались сословные традиции, то педагогика США прошла свой путь, не испытав груза этих традиций. В Германии обращение к школьно-педагогической проблематике стимулировалось борьбой за объединение нации. В Англии политическая власть оставалась в руках аристократии, так что изменения в образовании происходили медленно и постепенно. Во Франции ввиду высокой социальной активности школьный вопрос оказался одной из "горячих точек" государственной политики. В США немаловажным фактором укрепления демократических взглядов на воспитание послужило поражение рабовладельческого Юга в гражданской войне. Педагогическая мысль, обучение и воспитание эволюционировали при поступательном движении экономики, интенсивном индустриальном росте, когда обоснование и создание иной системы образования стали исторически неизбежными. В этом был особенно заинтересован занявший на Западе со второй половины века ключевые политические позиции класс промышленной буржуазии. К концу столетия в ведущих странах Запада были заложены основы новой школы. В поле ее зрения оказались неисчерпаемые возможности и индивидуальность человека. Была осознана самоценность, неповторимость человеческой личности. В педагогике происходило приращение знаний, заимствованных из философии и иных наук о человеке и его воспитании. Пристально изучались цели, ОГЛАВЛЕНИЕ и методы обучения и воспитания, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса, зарождались современные теории социального воспитания. Как никогда остро проявились расхождения между уровнями педагогической мысли, школьного законодательства и системы образования. С одной стороны, были осуществлены крупные реформы, приведшие к созданию общенациональных систем образования, ослаблению влияния на школу церкви, определенному повышению качества обучения. С другой стороны, значительная часть населения оставалась без какого-либо образования, по-прежнему пользовалась заметным влиянием клерикальная педагогика.
Переломными оказались события XVIII-XIX вв. и в российской школе, и педагогической мысли. Россия, сохранив самобытность, в то же время вступила на дорогу Просвещения. Существенно переменился умственный настрой, произошел поворот от устоявшихся педагогических воззрений, переход в общеевропейскую жизнь. Ослабляется влияние церковной педагогической мысли. Прежде сравнительно единая в силу ее монополии педагогика стала развиваться в русле двух потоков: светского и религиозного. Православная педагогическая мысль продолжала, тем не менее, оставаться составляющей духовной жизни народа и находила питательную среду особенно в патриархальном укладе жизни и воспитания. В педагогике усилилось внимание к отдельной личности. Такой интерес, строго говоря, не был новостью в русской педагогике. И ранее в центре русских мыслителей также стоял человек, но то была в первую очередь социально значимая фигура (князь, полководец, иерарх церкви) с набором обязательных качеств характера: ум, благочестие, доброта или, напротив, неправедность, глупость и пр. Новая педагогика искала пути воспитания отдельных людей – типичных представителей своих социальных групп – светских, открытых, способных найти место в сложных жизненных обстоятельствах. Произошли заметные изменения в образовании. Возникает национальная школьная система, что означало завершение господства традиции иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейно-домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью. Реформы образования по своим социальным и педагогическим последствиям были неоднозначными. Однако новое в воспитании и обучении приживалось весьма болезненно. Шла ломка прежних, в том числе и позитивных, педагогических традиций. Значимые события в педагогической мысли, развитии образования пришлись на XIX столетие. Русская педагогика внесла достойный вклад в мировую педагогическую мысль. На российской почве выросли те же, что и на Западе, педагогические идеи: национального и общечеловеческого, научного образования, перехода от классической к современной школе. В центре внимания общества оказалась выработка концепции народности школы и педагогики. Изучение характера, быта, потребностей народных низов рассматривалось как необходимое условие выработки принципов воспитания и обучения. Распространяется взгляд на просвещение как способ изменения условий жизни. Формируется национальная секуляризированная система образования.
Педагогическая мысль и школа Востока в XVII–XIX вв., отягощенные грузом средневековых традиций, оказавшись под нараставшим влиянием западных культурных ценностей, пошли по пути переосмысления теории и практики воспитания и обучения в духе Нового времени.