Педагогика и образование в Китае
В период Нового времени (XVII–XIX вв.) государственной идеологией воспитания и обучения в Китае оставалось конфуцианство. Согласно ему, например, были составлены официальные шесть правил морального поведения (1652): выполняй сыновьи обязанности, почитай старших, поддерживай хорошие отношения с соседями, поучай и обуздывай сыновей и внуков, не совершай дурных поступков. Правила популяризировали особые беседчики.
Однако к началу Нового времени из конфуцианского идеала воспитания человека, служащего императору и народу не за страх, а за совесть, ушла жизнь. Пришедшие в Китай европейцы имели немало оснований свысока смотреть на проеденный коррупцией Китай, который утерял нравственный идеал конфуцианства, превратившийся в схоластические догматы.
Ряд ученых XVII в. стремились пересмотреть такие педагогические догматы, чтобы "новое" приобрело качество "неортодоксального" (Ван Чуаньшань). Эти мыслители ратовали за ренессансное освобождение личности путем образования, выступили поборниками "практического знания", по-иному представляли связь природы человека с процессом образования. Они утверждали, что внутренне присущее человеку и его социальное окружение не противоречат друг другу, если воспитание будет "соответствовать добру" (Хуан Цзупъи).
Ван Чуаныпань призывал апеллировать при воспитании не только к разуму, но и страстям, эмоциям, чувственной природе человека. По его суждениям, телесная человеческая природа, будучи изначальной, не может быть противопоставлена образованию в духе небесных законов: "удовлетворение всех человеческих желаний и составляет великое единство небесных законов". Им было выдвинуто положение, что в формировании человека в равной мере важны и воспитательное воздействие, и изначальные природные способности. Переосмыслив тезис Конфуция о равенстве людей от природы, Ван Чуанынань делал вывод: "Различие в природе – рождает различие в привычках и поведении", а последнее "рождает различие в их знаниях и поступках". Ван Чуанынань утверждал, что природа человека обладает большими резервными возможностями: "не достигнутого можно достичь". Ему принадлежала новаторская для китайской философско-педагогической мысли идея о постепенном развитии, "обогащении" человеческой природы с детства под влиянием обучения и воспитания. При этом присущие изначально природе человека добрые начала могут трансформироваться в злые. Ван Чуаньшань актуализировал мысль Конфуция, подчеркнув, что учение вовсе не препятствует размышлению; чем шире изучение, тем дальше оно ведет мысль. Обучение должно быть глубоким, чтобы вобрать прошлый опыт, избегая его догматического осмысления.
Философ и педагог XVII в. Янь Юань в основу своих исканий положил идею чувственного познания действительности. Он сделал вывод, что знания приходят исключительно благодаря практическому овладению предметов. В доказательство им приведены наглядные примеры: чтобы постичь музыку, недостаточно штудировать сотни страниц теоретических изысков – надо самому коснуться инструмента. Он напоминал об изначально деятельностном характере конфуцианской педагогики и противопоставлял это дидактике неоконфуцианства и даосизма, основанной на созерцательной неподвижности. Протестуя против попыток возродить догматизированный идеал воспитания знатока древних книг, Янь Юань писал в пылу полемики: "Чем больше книг читаешь, тем глупее становишься". Под влиянием приникавших в Китай европейских естественных и прикладных наук он настаивал на том, чтобы образовательные учреждения воспитывали людей, "знающих мир и практичных". Янь Юань предлагал внедрять "практическое обучение", сопровождавшееся экспериментальным действием.
Голоса критиков неоконфуцианства в педагогике Китая XVII – первой половины XIX в. не были услышаны. Большинство осталось за сторонниками традиционного воспитания и обучения.