Краткий словарь понятий и терминов
Акселерация – ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Алгоритм – система последовательных действий, выполнение которых ведет к правильному результату.
Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью специально разработанных анкет-опросников.
Архетип – прочно устоявшиеся в течение жизни информационные образования, опустившиеся в предельно свернутом виде в глубины подсознания; ассоциируются с врожденными идеями.
Ассоциация – любая более или менее устойчивая связь между тем, что уже существует в сознании, и тем, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств.
Вид (обучения, воспитания) – своеобразие моделей процесса, существующих внутри типов. Различают виды обучения: объяснительно-иллюстративное; проблемное; программированное; компьютерное (компьютеризованное); новые информационные технологии обучения.
Возрастные особенности – характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психические и духовные качества.
Воспитание (в педагогическом смысле) – 1) процесс и результат всех влияний на человека; специально организованный процесс влияния на человека с определенной целью; 2) специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях.
Воспитание (в социальном смысле) – передача опыта жизни и поведения от старших поколений к младшим.
Воспитание (в философском смысле) – приспособление человека к среде и условиям существования.
Воспитательное дело – форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Воспитательный процесс (процесс воспитания) – движение воспитания к своей цели.
Врожденные идеи – смутные представления об условиях земной жизни, содержащиеся в глубинных структурах мозга человека. Введенные в сознание, они служат основой для возникновения конкретных знаний.
Гендерные особенности (развития) – различия, характеризующие процессы, особенности и результаты развития мужчин и женщин.
Государственный стандарт основного общего образования – отражение в свернутом виде законодательно закрепленных нормативных положений системы образования для определения минимальных требований общества к образовательной подготовке учащихся.
Гуманизация (учебно-воспитательного процесса) – отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицанием самой возможности установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником; переход к личностно ориентированной педагогике, которая придает абсолютное значение личной свободе и деятельности ученика.
Гуманитаризация – общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необходимы всем людям, каждому человеку, независимо от того, чем он занимается.
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.
Дистанционное обучение – разновидность новой информационной технологии доставки знаний, создания учебной среды и организации процесса усвоения знаний.
Дифференциация – создание благоприятных условий для обучения учащихся с различными способностями, потребностями и отношением к учебе.
Духовность – одна из двух натур человека. В отличие от тела (видимой натуры), это невидимая, но главная сущность человека. Духовное развитие связано с воспитанием души, духовности, нравственности, формированием этических ценностей. Истинный смысл развития заключен в духовном возвеличении.
Закон – категория, отражающая объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности.
Закон минимума: продуктивность обучения детерминирована минимальным фактором.
Закон сохранения (Э. Торндайк): если в течение некоторого времени связь между ситуацией и ответом, имеющая изменчивый характер, не возобновляется, интенсивность этой связи ослабевает и потому при прочих равных условиях вероятность возникновения связанного с ситуацией ответа уменьшается.
Закон эффекта (Э. Торндайк): когда процесс установления связи между ситуацией и ответной реакцией сопровождается или сменяется состоянием удовлетворения, прочность связи возрастает.
Закономерность – объективная, необходимая, существенная, повторяющаяся связь, выраженная в обобщенной форме. Закономерность – это не до конца познанный закон. Различают закономерности: всеобщие (их сфера действия выходит за пределы педагогической системы); общие (охватывают своим действием всю педагогическую систему); частные (их действие распространяется на отдельный компонент (аспект) системы).
Знания – 1) совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение им каким-либо предметом; 2) отражение внутреннего и внешнего мира в сознании человека.
Инновации (педагогические) – нововведения в педагогической системе, улучшающие протекание и результаты учебно-воспитательного процесса; идеи и процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.
Интеграция – уплотнение, структурирование, выделение главных, системообразующих знаний, умений, изъятие малоценных, второстепенных, ненужных всем знаний, умений. Представляет собой не механическое усечение объема, а структурирование материала.
Интерактивные методы (в педагогике) – способы взаимодействия между преподавателем и обучаемыми, всеми участниками педагогического процесса, отличающиеся повышенной активностью и самостоятельностью принятия решений.
Информация – 1) всеобщая субстанция Вселенной; 2) свойство живой клетки. В более конкретном (техническом) смысле – сведения, помогающие устранить неопределенность.
Качества (человека) – существенные признаки, свойства, особенности, отличающие человека от других биологических существ.
Квалиметрия – диагностирование профессиональных качеств педагогов.
Классификация методов (обучения, воспитания) – упорядоченная по определенному признаку система методов (обучения, воспитания).
Коллектив – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков, таких как общая социально значимая цель; общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности; отношения ответственной зависимости; общий выборный руководящий орган.
Компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. В упрощенном понимании – умение применять полученные знания на практике.
Комплексность (в педагогике) – одновременное и совокупное влияние на результат эдукации всех факторов.
Компоненты общею среднего образования: 1) система знаний о природе, обществе, способах деятельности, на которых основывается миропонимание человека; 2) опыт практической деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков; 3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умение, способы деятельности на новые области; 4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.
Контроль – 1) проверка деятельности учебно-воспитательного заведения и (или) его подразделений (кафедр, отделений), отдельных исполнителей (администраторов, педагогов, обслуживающего персонала); 2) процесс обеспечения достижения целей учебно-воспитательного учреждения с помощью оценки и анализа результатов деятельности, оперативного вмешательства; 3) механизм проверки.
Коэффициент корреляции – количественное значение связи между факторами.
Кривая связи – наглядное представление величины и характера связи между факторами.
Личностно ориентированная технология – построение учебного процесса по схеме "ученик – материал – продукт".
Менеджмент (педагогический) – 1) процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей; 2) управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, организация педагогическим производством; 3) совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей.
Метод – путь, способ познания объективной реальности. В педагогике – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
Метод (обучения, воспитания) – 1) упорядоченная деятельность педагога и обучаемых, направленная па достижение заданной цели (обучения, воспитания); 2) совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения, образования, воспитания. Функции методов: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная) и контрольно-коррекционная.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Модуль (учебный) – содержательно-временна́я часть учебного процесса. Обычно раздел (несколько тем) учебной программы вместе с указанием возможных способов изучения, расчетом времени и тестовыми вопросами.
Мониторинг – система непрерывного отслеживания развития и продуктивности целостного эдукационного процесса, который анализируется по специально выделенным параметрам и на основе принятых критериев.
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения педагогов и обучаемых к продуктивной деятельности.
Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства благодаря многоразовому выполнению.
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.
Наследственность – передача от родителей к детям определенных признаков и особенностей.
Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.
Обучаемость – комплексный фактор, характеризующий способность (пригодность) обучаемых к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Оптимизация – процесс и результат выбора наилучшего варианта из множества возможных.
Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения – сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания учеником того, что изучается, восприятием объекта изучения как ценности.
Опыт творческой деятельности – самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в уже известной; видение новых функций объектов; самостоятельное применение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление.
Организационно-педагогическое воздействие – комплекс факторов, характеризующих деятельность педагогов, качественные уровни организации учебного процесса, условия учебного и педагогического труда.
Организация (в педагогике) – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.
Отклоняющееся поведение – естественная защитная реакция человека на вызов враждебной ему среды (или окружения, которое он рассматривает как враждебное).
Парадигма – господствующая теория, положенная в основу решения теоретических и практических проблем.
Партнерская технология – педагогическая технология, ориентированная одновременно на учебный материал и развивающуюся личность.
Педагогика – наука о воспитании.
Педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на прояснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.
Педагогическая система – упорядоченное по определенному признаку единство составных компонентов.
Педагогический эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях.
Периодизация (в педагогике) – выделение возрастных особенностей, характерных для каждого возраста, соединение их в систему.
Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников.
Правила (дидактические) – указания учителю, как нужно поступить в педагогической ситуации.
Предметно ориентированная (продуктивная) технология – построение учебного процесса по схеме "материал – ученик – продукт".
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач); обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.
Прием – элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Принципы (дидактические) – основные положения, определяющие ОГЛАВЛЕНИЕ, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
Программированное обучение – выполнение последовательных действий (операций) по заданной программе, повышающей управление ходом учебного процесса.
Продукт (обучения, образования, воспитания, развития) – то же, что результат педагогического и учебного труда; созданная в учебно-воспитательном процессе целостная система знаний, умений, навыков, развитости и воспитанности каждого отдельно взятого человека. Продукт – это то, к чему приходит обучение; конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений человека.
Робурсация – ступени совершенствования, уровни продуктивности эдукации – образование, развитие, формирование.
Самовоспитание – работа воспитанника над собой с целью формирования положительных и искоренения отрицательных качеств.
Синергетический эффект – 1) результат сложения сил, действующих в одном направлении; 2) результат согласованного взаимодействия (использования) всех ресурсов.
Система дидактических принципов – упорядоченное единство принципов обучения, представленное в общей концепции.
ОГЛАВЛЕНИЕ (обучения) – 1) система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения; 2) обозримый объем систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении.
Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Средство (в педагогике) – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д.
Стандарт – образец, эталон, модель, принимаемые как исходные для сопоставления с ними подобных объектов.
Структура – расположение элементов в системе.
Структура урока – внутреннее строение, последовательность отдельных этапов учебного занятия.
Субъективно-прагматический метод воспитания – способ, основанный на стремлении человека прагматически и целенаправленно решать свои проблемы. Базируется на создании условий, когда быть невоспитанным, необразованным, нарушать дисциплину и общественный порядок становится экономически невыгодно.
Тестирование (в педагогике) – целенаправленное, одинаковое для всех обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания, развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.
Технология (воспитательная) – комплекс увязанных между собой методов, форм и средств воспитания, поддерживаемый человеческими и материальными ресурсами, направленный на создание продукта.
Технология (педагогическая) – комплексный, непрерывный процесс, охватывающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности по анализу проблем и планированию, обеспечению, осуществлению и руководству в педагогических процессах.
Тип (обучения, воспитания) – отличающаяся существенными признаками модель организации процесса.
Тип познавательной деятельности – уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.
Традиционные методы исследований – пути и способы познания педагогической действительности, используемые с давних времен: наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.
Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.
Урок (учебное занятие) – законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Различают типы уроков: комбинированный (смешанный); изучения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации усвоенного; контроля и коррекции знаний, умений; практического применения знаний, умений.
Учебный материал – информация, подвергшаяся дидактической обработке с целью приспособления ее для изучения в определенном возрасте.
Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные формы.
Фактор (педагогический) – веская причина, влияющая на течение и результаты дидактического процесса.
Факторы развития – причины, обусловливающие процесс и результаты развития. Согласно современным представлениям развитие детерминируется совместным воздействием трех генеральных факторов: наследственности, среды и воспитания.
Форма – способ реализации учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. На форму влияют прежде всего количество обучаемых, время и место обучения, порядок его осуществления и т.п.
Формирование – процесс становления человека под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, педагогических и т.д.
Формы (организации обучения, воспитания) – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенных порядке и режиме.
Цель воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать его ценности в будущем. Вечные и неизменные задачи правильного воспитания – стремление очеловечить появившееся на свет существо, помочь ему распознать в себе человека, облагородить его душу, побудить к добрым делам, развить духовность, дать силы противостоять злу.
Цель обучения (цель учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение; будущее, на которое направлены его усилия.
Человек – 1) в педагогическом смысле – цель, средство и продукт воспитания; 2) в философском смысле – часть природы, биологический вид Homo sapiens.
Эдукация – слитое в едином процессе воспитание и обучение, которые осуществляются в специально созданных условиях (учебно-воспитательных заведениях) но специально разработанным программам, в соответствии с поставленной целью и приводят к заранее запланированному продукту.
Экологизация (образования, воспитания) – усиление внимания к экологическому воспитанию. В современных условиях экологический императив перерастает в моральный – гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духовное развитие человека.
Энергия – всеобщая субстанция Вселенной.
Энерго-информационная теория обучения – система доказательств, согласно которой обучение заключается в превращениях энергии, информационных обменах в головном мозге человека, а также энерго-информационном обмене между мозгом и ноосферой.
Этапы педагогического процесса – последовательность его развития. Обычно выделяются подготовительный, основной, заключительный этапы.