Педагогика эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения породила множество ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение "Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо". В их числе голландец Эразм Роттердамский (1466-1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378-1446), французы Франсуа Рабле (1483-1553) и Мишель Монтень (1553-1592).
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII в. она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь связанной тысячами нитей с философией. Педагогика неотделима от философии хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.
Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670), главный труд которого "Великая дидактика", вышедший в Амстердаме в 1654 г., – одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения, например принцип природосообразности, классно-урочная система, вошли в золотой фонд педагогической теории. "В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах". "Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки". Необходимо учить "на основании доказательств посредством внешних чувств и разума". Разве не созвучны нашему времени эти обобщения великого педагога?
В отличие от Я. А. Коменского английский философ и педагог Джон Локк (1632-1704) сосредоточил главные усилия на теории воспитания. В своем основном труде "Мысли о воспитании" он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, изящество манер с твердостью убеждений.
Непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике вели французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713-1784), К. Гельвеций (1715-1771), П. Гольбах (1723-1789) и особенно Ж.-Ж. Руссо (1712-1778), который восклицал: "Вещей! Вещей! Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов".
Демократические идеи французских просветителей во многом определили творчество великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). "О, любимый народ! – писал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!". Г. Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) – крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений), он известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
"Ничего не постоянно, кроме перемен", – учил выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1886), занимавшийся исследованием многих важных проблем, но более всего – изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям.
Широко известны педагогические труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского (1811– 1848), А. И. Герцена (1812-1870), Н. Г. Чернышевского (1828– 1889), Н. А. Добролюбова (1836-1861). Во всем мире признаны провидческие идеи Л. Н. Толстого (1828-1910), изучаются труды Н. И. Пирогова (1810-1881). Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
Гордимся
Учитель русских учителей
Мировую славу русской педагогике принес К. Д. Ушинский (1824– 1871). О нем следует сказать особо.
К. Д. Ушинский прожил недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, Ушинский совершил в России – переворот в теории, революцию в педагогической практике. Ушинский разделил судьбу своих великих предшественников, испил, как и они, полную чашу гонений, преследований, зависти, травли. Удивительное постоянство обнаруживает судьба, когда захочет кого-то возвеличить: высокие помыслы сочетает со слабым здоровьем, в хилом теле поселяет дух титана, век дает недлинный и трудный.
Отец Ушинского, отставной подполковник, участник войны 1812 г., служил царю и отечеству в Туле и Полтаве, а затем в Олонце, Вологде. В Туле 2 марта 1924 г. у него родился сын. Вскоре семья Ушинских переехала на Украину в Новгород-Северский, куда отца назначили уездным судьей.
Здесь, на берегу Десны, провел свои отроческие годы будущий педагог. Учился в гимназии, куда должен был отправляться каждое утро за четыре версты. Незабываемое, чудесное время. О годах учения (редкий случай) Ушинский вспоминает тепло. Особенно восторгался юный ученик своим директором профессором И. Гиляковским. "Нет сомнения, – напишет Ушинский позже, – что многое зависит от общего распорядка заведений, но главное всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего с глазу на глаз с воспитанником; влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений".
В 1840 г. Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где блестяще учился. Однако, как вспоминает историк Ю. Рехневский, "здоровье его уже тогда было очень ненадежным, и городская жизнь действовала на него пагубно. В конце академического года, он, обычно, бледный, худой и харкая кровью, собирался с земляками на родину, в Малороссию, которую очень любил".
В 20 лет Ушинский окончил университет и был оставлен для подготовки магистерского экзамена. В июне 1844 г. совет университета присудил ему степень кандидата юриспруденции, и Ушинский продолжил научную стажировку.
Ему уже 22. О педагогике – главном деле своей жизни – пока не сказано ни слова. Мысли есть, но Ушинский не решается их высказывать: присматривается, сравнивает, проверяет себя еще и еще.
В 1846 г. его назначают исполняющим обязанности профессора камеральных наук по кафедре энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославский Демидовский юридический лицей. По своему значению лицеи шли сразу за университетами, их было немного: Царскосельский под Петербургом (в нем учился А. С. Пушкин); Неженский на Украине (его закончил Н. В. Гоголь); Ришельевский в Одессе.
Началась практическая педагогическая деятельность. Доступность изложения трудных вопросов, строгая логика доказательств, вежливое отношение к ученикам вскоре сделали имя молодого профессора самым популярным в лицее, а его блестящий труд "О камеральном образовании" (1848) выдвинул Ушинского в первые ряды ученых того времени.
К. Д. Ушинский глубоко изучает философию, штудирует языки. Вскоре он свободно владеет английским, французским, немецким. Читает в оригинале Декарта, Руссо, Дидро, Гольбаха, Бэкона, Милля, Канта, Гегеля. Пытается найти ответ на очень занимавший его в то время вопрос: что такое сознание?
Не всем нравилась независимость и оригинальность мышления молодого профессора. Попечитель лицея П. Демидов писал, что Ушинский имеет "большое дарование и отличные знания, но с большим самолюбием", к тому же неосторожен в речах, резок в суждениях. Едва не потеряв рассудок от инквизиторской травли и мелочных придирок, Ушинский в сентябре 1849 г. подает начальству лицея прошение об отставке.
Он унижен, но не сломлен. Перебивается переводами, обзорами в журналах. Только через полтора года с большим трудом удается устроиться на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий с окладом 400 рублей в год. В этой скучнейшей из должностей Ушинский пробыл до 1 января 1854 г.
К. Д. Ушинский серьезно анализирует общественные отношения и приходит к выводу, что очень многое зависит от воспитания. Как и другие выдающиеся педагоги, он видит пути общественного переустройства в совершенствовании школьного дела. Вскоре Ушинского приглашают преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт, а в 1885 г. назначают инспектором классов.
Однажды, осматривая комнаты, он обратил внимание на два больших шкафа. Что в них было – никто не знал, ибо шкафы эти уже 20 лет стояли опечатанные. Ушинский попросил сторожа открыть шкафы. Перед ним было сокровище: полное собрание педагогической литературы, наследство бывшего инспектора института, ученика Песталоцци Е. Гугеля. По свежим следам прочитанного Ушинский пишет горячую, страстную, едва ли не лучшую свою статью "О пользе педагогической литературы". Статья имеет огромный успех. Ушинский воодушевлен, горячо принимается развивать свои педагогические взгляды. Он пишет обо всем. Нет, пожалуй, ни единого вопроса, которого бы он не коснулся – глубоко, критически, заинтересованно.
К. Д. Ушинский приходит к выводу – нет, не так надо учить. Надо знать все о тех, кого хочешь научить. "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Диагноз Ушинского точен. Рекомендации выверены и бесспорны: сделать учебную работу по возможности интересной для ребенка, не превращая эту работу в развлечение. Учить интересно, легко, даже весело, но серьезно и глубоко.
К. Д. Ушинского, уже известного и знаменитого педагога, приглашают занять должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, но его нововведения не нравятся. Разгорается конфликт с начальницей института М. Леонтьевой. Обвинения в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, безбожничестве и даже аморальности так и сыплются со всех сторон. Да, Ушинский был несдержан, но глубоко прав. "Все русское образование отдали в руки идиоту и безуверу...", – написал он по поводу назначения адмирала Е. Путятина министром просвещения.
Просто уволить Ушинского было нельзя. Слишком большую популярность приобрело его имя в России. Нашли "благовидный" предлог: по состоянию здоровья направить для лечения и изучения школьного дела за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет. Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. За границей он написал ряд великолепных педагогических сочинений и среди них выдержавший 187 переизданий учебник "Родное слово". Более 10 млн экземпляров книг Ушинского вышло до революции. Зараженные хулой тогдашний министр просвещения Д. Толстой и его чиновники сделали все возможное для дискредитации учебника. Некто А. Филонов в брошюре "Плоды педагогической озлобленности" написал: "Народ, родители возмущаются против вашей книги".
Главное сочинение Ушинского – "Педагогическая антропология" – начало печататься в 1867 г. Уже через год вышел первый том – "Человек как предмет воспитания", спустя некоторое время – второй. Третий том остался незавершенным...
В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он подмечает простой закон-парадокс: "Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни". Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных. Но "как бы ни были чисты и возвышенны цели воспитания, оно должно имеет еще силу, чтобы достичь этих целей".
Руководящая роль принадлежит школе, учителю. "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания".
Шаг за шагом Ушинский пересматривает всю педагогику. Он требует полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений: "...одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине". На основе новейших достижений психологии Ушинский составляет подробнейшие рекомендации о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций; раскрывает пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности; строит концепцию развивающего обучения.
Ушинский намного опередил свою эпоху в понимании роли трудового воспитания: сломав лед устоявшихся взглядов, ученый предложил сделать труд полноценным воспитательным средством.
Ушинский умер за рабочим столом в два часа ночи 3 января 1871 г., правя третий том "Педагогической антропологии". Прожил он 47 лет. Тело Ушинского похоронено на кладбище Выдубецкого монастыря в Киеве на берегу Днепра под старым каштаном.
Педагогическая мысль в Новом Свете
"Новым Светом" стали называть открытую Колумбом Америку. В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем были начаты в США, куда постепенно смещался центр педагогической мысли. Не отягощенные догмами инициативные покорители Нового Света без предубеждений приступили к исследованиям педагогических процессов в современном обществе и быстро достигли ощутимых результатов. Были сформулированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку возможность сравнительно быстро и достаточно успешно достичь запроектированных целей.
Виднейшими представителями американской педагогики являются Джон Дьюи (1859-1952), чьи работы оказали заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем западном мире, и Эдвард Торндайк (1874-1949), прославившийся исследованиями процесса обучения и созданием хотя и прагматически приземленных, но весьма действенных технологий.
В нашей стране хорошо известно имя известного американского педагога Б. Спока. Задав публике, на первый взгляд, второстепенный вопрос: что в воспитании детей должно превалировать – строгость или доброта? – он всколыхнул умы далеко за пределами своей страны. За этим простым вопросом стоит ответ: какой быть педагогике – авторитарной или гуманистической. Ответ пока не очевиден. Б. Спок ищет его в своих книгах "Ребенок и уход за ним", "Разговор с матерью" и др.
Послеоктябрьские поиски
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С. Т. Шацкий (1878-1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Народного комиссариата просвещения РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых по-новому ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонский (1884-1941), написавший книги "Педагогика" (1922), "Основы педагогики" (1925), и А. П. Пинкевич (1884– 1939), "Педагогика" которого также вышла в 1920-е гг.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н. К. Крупской (1869-1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А. С. Макаренко (1888-1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. В. А. Сухомлинский (1918-1970) сосредоточил свои исследования вокруг моральных проблем воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы в условиях построения рыночных отношений в нашем обществе.