Педагогическое образование
Конец XIX в. характеризовался активизацией деятельности правительства, земских учреждений и общественных объединений, направленной на создание соответствовавшей потребностям образования системы подготовки учителей. Активность правительства была обусловлена не только дефицитом педагогических кадров, но и стремлением взять в свои руки подготовку учителя, чтобы его религиозные и гражданские убеждения, понимание целей профессиональной деятельности соответствовали официальным требованиям. Так, министерская инструкция от 1875 г. для учительских семинарий подчеркивала необходимость "пронизать учебные заведения духом преданности Церкви, Царю и Отечеству".
В подготовке учителей гимназий принимали участие некоторые профессиональные высшие учебные заведения. Например, учителей древних языков для гимназий выпускали Учительский институт славянских стипендиатов и Филологическая семинария (1873), созданная при Лейпцигском университете и позже преобразованная в Русский филологический институт.
Собственные высшие и средние педагогические учебные заведения имело военное ведомство. Так, Санкт-Петербургская военная гимназия в 1865–1882 гг. выпустила 100 педагогов с высшим образованием и 273 педагога подготовила к сдаче квалификационных испытаний.
К началу XX в., подготовка педагогических кадров находилась в ведении Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, Военного ведомства, Духовного ведомства, Ведомства императрицы Марии и осуществлялась в учительских семинариях, педагогических институтах университетов, педагогических курсах, педагогических классах гимназий, церковно-учительских и второклассных школах. К 1916 г. в России числилось около 200 учительских семинарий, 29 учительских институтов и около 150 различных педагогических курсов и других педагогических заведений.
Наиболее распространенными профессионально-педагогическими заведениями в России являлись учительские семинарии и школы, которые разделялись на три разряда: 1) правительственные; 2) правительственные, для "инородцев"; 3) учительские семинарии и педагогические курсы, содержавшиеся на средства земств и частных лиц.
В 1902 г. в одном из обращений департамента Министерства к попечителю Казанского учебного округа указывалось на тот факт, что при разнообразных требованиях, предъявляемых в настоящее время к народным учителям, крайне затруднительно в три года сообщать воспитанникам все необходимые сведения по научным и прикладным предметам, а также фактически ознакомить воспитанников с делом начального образования. Единственным выходом из указанного затруднения предлагалось распределение положенного в семинарии курса не на три, а на четыре года, при этом часть учебного материала, в настоящее время изучаемого в первом классе, могла быть перенесена в приготовительный.
К началу XX в. в России сложилась разветвленная система подготовки и повышения профессиональной квалификации учителей, основными элементами которой были предназначенные для подготовки учителей специальные учебные заведения, педагогические классы, а также разнообразные формы подготовки учителей всех уровней образования.