Педагогическое консультирование родителей
Похожая с описанными выше механизмами формирования личностных и профессиональных смыслов ситуация наблюдается относительно задач и проблем взаимодействия педагогов и родителей. При этом, согласно результатам исследований М. Ю. Новицкой, Л. П. Гладких, Е. П. Арнаутовой, З. П. Тепловой и других ученых, важнейшими выступают следующие условия такого сотрудничества:
– признание ценности взаимодействия между детьми, педагогом и родителями;
– установление эмоционально доверительного контакта между педагогами и родителями и их восприятие ребенка как ценности;
– адекватность методов и форм педагогического консультирования проблемного поля взаимодействия педагогов с детьми и родителями;
– конструктивное мышление педагога, способствующее его постоянному саморазвитию и понимание системы индивидуальных и коллективных (в том числе семейных) ценностей и педагогических установок на развитие, воспитание и обучение ребенка;
– активность и ответственность всех субъектов взаимодействия: педагогов и родителей в процессе формирования системы ценностных ориентаций и отношений к себе и другим, к окружающему миру у ребенка.
В зависимости от эффективности реализации данных условий с разной успешностью реализуются функции взаимодействия педагогов и родителей (табл. 3).
Таблица 3
Функции взаимодействия семьи и детского сада (по Т. Н. Дороновой)
Ф. И. О. педагога |
Оценка по шкале "1-10" |
|||||||||
Название функций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Охрана и укрепление здоровья детей (материнская функция) |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
Развивающая (воспитывающая и обучающая) |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
Название функций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Диагностическая и коррекционная |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
Коммуникативная (определяющая стиль взаимоотношения) |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
Конструкторско-организаторская |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
Координирующая |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
Функция профессионального самосовершенствования |
– |
– |
– |
– |
– |
– |
+ |
– |
– |
– |
Во время оценки эффективности реализации данных функций педагоги составляют для себя целостную картину взаимодействия с дифференцированными группами современных семей.
У представителей дифференцированной группы семей с приоритетными установками на осуществление интеллектуального воспитания и физического развития обычно в позитивном отношении – на уровне "пиков" сотрудничества – выделяется функция профессионального самосовершенствования (25%). Это можно объяснить тем, что у воспитателей больше времени тратится на удовлетворение потребностей родителей, предъявляющих завышенные требования к педагогам и детям в области как интеллектуального, так и физического развития. Именно этим вопросам они уделяют особенное внимание при организации педагогического консультирования родителей. В качестве форм педагогического консультирования при этом используются дни открытых дверей и традиционные родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов. Широко используются наглядные формы педагогического просвещения и консультирования: папки-передвижки, стенгазеты, дневники достижений ребенка и т.д.
У представителей дифференцированной группы с установками на приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания выделяются два "пика": развивающая (18,7%) и коммуникативная (18,7%) функции. Родители данной группы занимаются всесторонним развитием детей и готовы к более тесному сотрудничеству с педагогами по интересующим их вопросам. У них отмечаются достаточно стабильные межличностные отношения с окружающими, кроме того, они настроены на позитивное общение с педагогом. Это определяет специфику не только содержания, но и форм педагогического консультирования. В основном, используются такие формы консультирования, как посещение семьи, семинары и круглые столы, проектные и творческие мастерские.
У представителей дифференцированной группы с установками на приоритет физического развития и художественно-эстетического воспитания выделяются три "пика": функция охраны и укрепления здоровья (17,6%), развивающая (17,6%) и коммуникативная (17,6%) функции. По-видимому, это связано с тем, что родители данной группы считают приоритетным физическое развитие. Запросы родителей совпадают с выполнением функции педагогического сотрудничества по охране и укреплению здоровья воспитанников ДОУ. Между тем, эти взрослые заинтересованы во всестороннем развитии детей и надеются на опыт работы педагогического коллектива ДОУ, более тесно сотрудничают с педагогами по данным вопросам, настроены на доверительный контакт с воспитателями по проблемам воспитания и обучения детей, лучше, чем другие, оценивают работу воспитателей. Для них хорошо подходят такие формы педагогического консультирования, как семинары-практикумы и семейные гостиные, детско-родительские фитнес-клубы, конкурсы творческих проектов, физкультурные и спортивные мероприятия с привлечением семей.
Теперь охарактеризуем "спады" функций сотрудничества у представителей всех дифференцированных групп.
У представителей 1-й дифференцированной группы (приоритет интеллектуального воспитания и физического развития) выделяются самые низкие "провалы" в графике оценки взаимодействия относительно диагностической и коррекционной функций (8,3%), конструкторско-организаторской функции (8,3%), координирующей функции (8,3%). Чем это можно объяснить? Тем, что родители больше всего надеются на свои возможности по развитию и воспитанию детей. Педагогическому опыту коллектива ДОУ они не доверяют, не считают необходимым пользоваться организаторской помощью педагога. Воспитателю довольно сложно планировать воспитательно-образовательный процесс в сотрудничестве с родителями, которые настроены на избирательное отношение к предлагаемым наборам вариативных методик и педагогических технологий. Между тем, данные родители настаивают на интенсивном обучении, уровень притязаний у них обычно завышен, что не всегда соответствует возможностям детей. Это определяет нюансы в проведении педагогического консультирования с ними. С другой стороны, свидетельствует о том, что педагогу необходимо постоянно отмечать положительные черты личности ребенка, чтобы подготовить родителей к деловому сотрудничеству, и чаще использовать при организации педагогического консультирования такие методы взаимодействия, как активизацию родителей.
У представителей 2-й дифференцированной группы (приоритет художественно-эстетического и интеллектуального воспитания), выделяется "провал" в графике выполнения функции охраны и укрепления здоровья детей (12,5%). Между тем, сами родители оценивают реализацию данной программной задачи сотрудничества (формирование здоровья детей) в семье и ДОУ более высоко, так как они надеются на эффективную работу воспитателей. Это означает, что при организации их педагогического консультирования необходимо чаще использовать такие методы взаимодействия, как формирование педагогической рефлексии.
"Провал" в графике выполнения функции профессионального самосовершенствования у представителей данной дифференцированной группы составляет 12,5%, а у 3-й дифференцированной группы (приоритет физического развития и художественно-эстетического воспитания) – 11,8%. Родители данных групп больше, чем родители 1-й дифференцированной группы, прислушиваются к советам и мнениям педагога. Они полагают, что по многим проблемам имеют меньше знаний и опыта, чем педагогический коллектив ДОУ. Родители стремятся получить консультации у педагогов, которые представляются для них достаточно авторитетными. Требования, которые они предъявляют к детям, – умеренные. Из сказанного следует, что педагогу достаточно повышать свои знания с учетом интересов данных групп родителей, чтобы быть компетентным в значимых для них вопросах. При этом необходимо во время проведения педагогического консультирования чаще использовать методы интерактивного взаимодействия, чтобы повысить педагогическую компетентность членов семьи и сформировать у родителей собственную точку зрения.