Педагогический менеджмент
Современная Россия – страна с рыночной экономикой, а, как известно, в рыночной экономике система образования включается в сферу социальных услуг. Конечно, государство заботится о воспитании и образовании своих граждан, поддерживает его законодательно и экономически, укрепляет и всемерно развивает, но образовательно-воспитательная система, как и любая другая, функционирует но рыночным законам. Школы, вузы больше не являются только государственными учреждениями, какими они были раньше. В рыночной экономике система образования производит и распространяет образовательные (воспитательные) услуги, которые предоставляются учебно-воспитательными заведениями всех форм собственности. Цель рыночной деятельности современных школ, их главная рыночная функция – удовлетворять разнообразные запросы потребителей. Это новое в нашей жизни явление нужно отчетливо себе представлять, приступая к рассмотрению вопросов педагогического менеджмента.
Основная цель любого производства, присутствующего на рынке со своей продукцией (товарами или услугами), – извлечение прибыли. Услуги, в том числе и педагогические, имеют вполне реальную и, кстати, очень высокую рыночную стоимость. Их оплачивают физические лица (потребители), корпоративные заказчики (фирмы, производства и т.д.), государство. Когда говорят о бесплатном образовании, то имеют в виду лишь тот факт, что конкретный гражданин не вынимает из кармана собственные деньги, расплачиваясь за предоставленную услугу: за него это делает государство. Чем богаче государство, чем больше оно заботиться о своем будущем, тем больше денег вкладывает в воспитание и образование своих граждан. Интеллект – главное богатство любой страны. Нефть, лес и руда, конечно, важны, но без силы ума они ничего не значат. Интеллектуальные общества в избытке способны иметь все необходимое даже при самых скудных природных запасах, как, например, Япония. Нищенствуют богатые природными ресурсами государства, растерявшие свою интеллектуальную элиту.
Как управляется образование в рыночной экономике? Каковы задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ, функции педагогического менеджмента? Разобраться в этих вопросах весьма непросто, ведь законы рыночного мира постигаются путем проб и ошибок.
Характерное для рыночного словаря понятие "менеджмент", которое в педагогике начали использовать совсем недавно, многозначно. Менеджмент (от англ, to manage – управлять) – это:
• умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей;
• функция, вид деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕ которой составляет руководство подчиненным в пределах организации;
• область знаний, которая помогает осуществлять функцию управления;
• способ, манера общения с людьми, власть и мастерство выстраивания отношений, особого рода умения и административные навыки.
В общем смысле под педагогическим менеджментом понимается процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей. Менеджмент – это управление (планирование, регулирование, контроль, руководство, организация) педагогическим производством. Это совокупность методов, форм, средств управления для достижения намеченных целей. Педагогический менеджмент – "это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности"[1].
Этих определений вполне достаточно, чтобы сознательно подойти к анализу вопросов управления в образовательных и воспитательных системах, а в том, что они нуждаются в управлении, сомнений нет. Выше мы рассмотрели зависимость эффективности (продуктивности) дидактического и воспитательного процессов от качества управления и вышли на фиксацию закономерной связи: чем выше качество управления, тем выше продуктивность процесса. Следовательно, совершенствуя управление во всех областях и по всем направлениям педагогической системы, мы повышаем уровень ее функционирования и в конечном счете обеспечиваем прирост продуктивности.
Менеджмент в сфере услуг, в том числе педагогических, имеет ряд отличий от производственной сферы. Среди главных особенностей сферы услуг выделяют:
1) высокий уровень взаимодействия с клиентами – персонал учебно-воспитательных заведений напрямую обслуживает своих потребителей;
2) необходимость дифференциации и даже индивидуализации услуг – выполнение индивидуальных, микрогрупповых или групповых заказов;
3) желание потребителей получать относительно небольшие объемы услуг;
4) низкие барьеры поступления;
5) определение мощности производства по пиковым опросам;
6) зависимость функционирования от поведения потребителей;
7) проблематичность (а часто и невозможность) создания запасов;
8) сложность определения параметров качества;
9) необходимость владения совершенными навыками работы с потребителями;
10) сложность определения эффективности работы персонала;
11) наличие ряда местных регуляторов, существенно влияющих на ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Системный характер педагогического менеджмента обусловлен тем, что образовательно-воспитательные процессы протекают в динамических системах. Напомним, что система – это совокупность элементов, между которыми проявляются определенные отношения. Структуру системы составляют элементы (компоненты), которые могут быть выделены по различным признакам, чаще всего – по месту и функции. Педагогическую систему можно определить как упорядоченное множество взаимосвязанных и взаимозависимых структурных и функциональных компонентов. Каждый элемент (компонент) педагогической системы представляет собой весьма сложное образование и также может рассматриваться как самостоятельная система. Таким образом, педагогическая действительность представляет собой множество иерархически связанных между собой по вертикали и горизонтали систем, которые могут быть выделены по разным критериям и направлениям. Ту часть системы, которую хотят исследовать досконально, выделяют и рассматривают как относительно самостоятельную, чтобы глубже разобраться в процессах, происходящих в ней.
Системной природе педагогических процессов соответствует системный характер педагогического управления. Каждой системе соответствует свой уровень менеджмента: чем больше система, тем выше уровень управления. По вертикали (подчинению), например, выделяют следующие системы и соответствующие им уровни управления:
• государственная система образования и воспитания в целом – уровень государственного менеджмента;
• региональные образовательно-воспитательные системы – уровень регионального менеджмента;
• областные (районные) сети образовательно-воспитательных учреждений – областной, районный уровень менеджмента;
• учебные заведения и соответствующий им уровень менеджмента;
• подразделения учебно-воспитательных заведений и соответствующий им уровень менеджмента.
По горизонтали также можно выделить многие структурные части (направления), требующие квалифицированного управления, например:
• учебные занятия;
• самостоятельная (внеаудиторная) работа;
• профессионализм преподавателя и т.д.
Отдельно выделим управление педагогическими проектами – относительно обособленными направлениями (частями) деятельности, которые выполняются с определенной целью. На уровне школы или вуза ими могут быть, например:
• научные исследования преподавателей;
• научные исследования студентов;
• учебные занятия;
• всевозможные воспитательные дела;
• издательские проекты;
• строительные проекты;
• обмены студентами, преподавателями;
• экзаменационные сессии;
• проведение каникул;
• развлекательные мероприятия и т.д.
Для управления подобными проектами сегодня все чаще назначаются специально подготовленные менеджеры, которые ведут проект от начала до конца. Должность проект-менеджера становится востребованной и в учебно-воспитательной сфере.
Известно два основных подхода к управлению педагогическими системами – системный (или научный) и ситуационный (или ручной). При системном подходе учитывается вся совокупность взаимосвязанных элементов: задачи, технология, структура, люди, ориентированные на достижение цели в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, а наиболее эффективным признается метод, который максимально отвечает возникшей ситуации. Из этого следует, что в менеджменте присутствует значительная доля творчества, искусства руководителя.
В каждой системе есть ведущий, системообразующий компонент, который связывает в единое целое все другие компоненты. В педагогической системе такую роль выполняет коммуникационный компонент: даже малые изменения в нем отражаются на всей системе и могут вызвать значительные изменения. В числе других постоянных компонентов педагогических систем выделим:
• цели (смысл) функционирования системы. Главная цель, как известно, – формирование свободного, ответственного и творческого человека, готового к жизни в современных условиях;
• содержательное наполнение процессов и сопроцессов. Здесь сосредоточено все, что будет присутствовать в процессе для достижения целевой функции;
• организацию (формы и методы) процесса. Этот компонент объединяет все, относящееся к функционированию системы (протеканию процессов);
• побуждение (мотивацию) участников педагогических процессов к достижению высоких результатов;
• продукты (результаты) функционирования системы, и прежде всего контроль их количества и качества.
Каждый крупный компонент педагогической системы становится самостоятельным объектом управления. Высший смысл педагогического менеджмента заключается в том, чтобы связать все компоненты логическими зависимостями и направить их общее влияние на достижение максимального эффекта.
ОГЛАВЛЕНИЕ и функции менеджмента на уровне учебно- воспитательного заведения
От общих положений перейдем к конкретным примерам и попытаемся отчетливо представить себе ОГЛАВЛЕНИЕ и функции менеджмента на уровне школы или вуза, работающих в рыночных условиях. На рынке они продают образовательные услуги. В этих учреждениях, так же как и везде, где предоставляются услуги, потребитель желает получить именно то, что ему необходимо. Например, в вузе он желает приобрести специальность, повысить свой образовательный уровень, приобщиться к ценностям культуры и т.д. Услуга должна быть предоставлена в установленные сроки, быть качественной и желательно недорогой. Функции менеджера, предоставляющего от своей фирмы (школы или вуза) услуги, состоит в том, чтобы:
1) найти потребителей услуг (в большинстве стран рыночной ориентации нет закона об обязательном образовании);
2) подобрать персонал необходимой квалификации, нанять специалистов, способных предоставить качественную услугу;
3) свести в одном месте (в университете, школе, в аудитории, классе) потребителей услуг и исполнителей заказа;
4) запустить процесс и обеспечить его всеми необходимыми средствами;
5) стимулировать, контролировать и своевременно корректировать течение процесса, добиваясь нужного качества;
6) получить прибыль, распределить ее на оплату труда и развитие производства.
Такова упрощенная модель функций менеджмента в рыночной системе образования (воспитания), функционирующей на уровне школы (вуза). Из нее нетрудно вывести главные задачи педагогического менеджмента:
• постановка целей, задач;
• планирование процесса;
• ресурсное обеспечение процесса;
• обеспечение высокой мотивации участников;
• контроль и коррекция процесса;
• анализ результатов.
Данный состав задач будет повторяться в каждом новом цикле, поскольку процессы воспитания и образования имеют циклический характер. На следующем цикле должны быть учтены и устранены недостатки, выявленные в предыдущем цикле. Если этого не сделать, качество педагогических услуг улучшаться не будет.
Показатели эффективности деятельности менеджера везде и всюду одинаковы: выполнение договорных обязательств, высокое качество продукта на уровне последних достижений научно- технического и социального прогресса.