Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа
Трудовой коллектив — группа людей, объединенных общими целями, связанными с производством материальных, духовных или социальных ценностей.
Очень важно, чтобы все члены трудового коллектива испытывали удовлетворение от труда, от его содержания, удовлетворение отношениями, складывающимися между членами коллектива и между работником и руководителем в процессе общей работы. Важной задачей менеджмента является обеспечение успеха в деятельности сотрудников.
Основные условия успеха:
• общественное признание деятельности работника, оценка и поощрение достигнутых результатов;
• поддержание сотрудника, способного на более высокие результаты;
• защита критически настроенных сотрудников, выступающих с конструктивными предложениями;
• расширение возможностей работы талантливых сотрудников с соответствующим их вкладу вознаграждением;
• поддержка молодых, начинающих сотрудников, оказание им конструктивной помощи;
• осуществление обучения и переподготовки, повышающие уровень компетентности сотрудников;
• вовлечение членов коллектива в управление, делегирование им руководящих полномочий.
Делегирование — передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование осуществляется лицам:
• которым доверяют;
• которые могут сделать работу лучше;
• обладают необходимыми компетентностями или могут их приобрести;
• способны к развитию и достойны поощрения;
• нуждаются в проверке;
• располагают временем и силами для выполнения порученного задания, не перегружены работой.
С помощью делегирования руководитель, с одной стороны, привлекает к управлению школой членов коллектива, с другой стороны, это позволяет ему сосредоточиться на перспективных, стратегических целях и задачах деятельности и развития школы.
При делегировании полномочий руководителю необходимо:
• быть уверенным в своих подчиненных и не бояться риска;
• учитывать профессиональную подготовленность работника, организаторские способности и культуру;
• делегировать задание так, чтобы оно было четким, ясным, понятным и посильным, с определением границ полномочий, содержания деятельности, средств и сроков выполнения;
• демонстрировать подчиненному доверие и уверенность в его способностях успешно выполнить данное ему задание;
• обеспечивать подчиненного всей необходимой информацией, ресурсами и свободой в выборе форм и методов выполнения полученного задания;
• осуществлять систему продуманного стимулирования и вознаграждения за выполнение порученных дел.
Делегирование полномочий создает необходимые предпосылки для формирования положительного общественного мнения в коллективе, развитие самостоятельности и инициативы.
Формирование педагогического коллектива — одна из важнейших управленческих задач для руководителя. Только в коллективе, в котором созданы доброжелательные и открытые отношения, атмосфера взаимопомощи и взаимовыручки, учителя могут реализовать свой творческий потенциал и постоянно стремиться к профессиональному самосовершенствованию.
Особенности педагогического коллектива
Специфика профессиональной деятельности — обучение и воспитание подрастающего поколения. Эффективность профессиональной деятельности определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества.
Взаимодействие педагогического и ученического коллектива (коллектива воспитанников). Субъект-субъектные отношения, которые необходимо формировать в общешкольном коллективе, наиболее полно характеризуют современное состояние школы как воспитательной системы.
Полифункциональность педагогической профессии, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Высокая степень самоуправляемости.
Коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности.
Доминирование женщин в составе коллектива образовательного учреждения, что создает определенные эмоциональные и организационные трудности и позитивные стороны подобных коллективов. Женщины более исполнительны и склонны к воспитательной работе, более гибки в выборе приемов и способов педагогического воздействия, но женские коллективы более эмоциональны, конфликтны, женщины чаще по различным причинам отвлекаются от педагогического процесса (беременность, болезни детей и т.п.).
Однако успешность функционирования коллектива образовательного учреждения зависит от того, насколько он является подлинным педагогическим коллективом. "Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса" (А. С. Макаренко).