Педагогические технологии руководителя

Профессиональное мастерство руководителя как педагога предполагает наличие у него определенных умений. Среди них важно отметить владение способами организации коллектива. Для руководителя умение проводить совещание – одно из основных. Если совещание превращается в монолог, а собравшиеся молчаливо выслушивают речь начальника, это не может не раздражать сотрудников. Суть такого монологического общения руководителя с подчиненными хорошо выражена в окрашенном иронией высказывании: "При общении с начальством всегда происходит обмен мнениями. Я прихожу со своим мнением, а ухожу – с его". Совещание собирается для того, чтобы советоваться, вместе искать оптимальные решения ситуаций. Умелый руководитель достигает воспитательного результата, когда, выслушав всех собравшихся, подытоживает дискуссию и формулирует решение, опираясь на высказывания сотрудников. Люди видят, что с их мнением считаются, и охотнее выполняют те решения, в создании которых они участвовали.

Руководитель, нацеленный на создание дееспособного коллектива, всегда озабочен его нравственно-психологическим климатом, поскольку понимает, что без нравственности не действуют ни экономические, ни социальные законы и что здоровая нравственно-психологическая атмосфера является основой благополучия организации. Такой руководитель и работников оценивает соответствующим образом. Выдающийся русский педагог Π. Ф. Лесгафт разработал специальную методику для определения нравственного типа человека (конечно, Лесгафт имел в виду ребенка, но методику с успехом можно использовать и во взрослом коллективе). Эта методика включает только необходимое и достаточное – зафиксировать проявления человека в четырех сферах: по отношению к себе; к другим; к правде; к делу. Такого рода технологический подход помогает руководителю составить в своем сознании не одномерный, а объемный нравственный портрет подчиненных ему работников.

Педагогические технологии руководителя предполагают также владение средствами воздействия, когда он умело варьирует приказания, убеждения, просьбы к членам коллектива в зависимости от характера и личности человека и создавшейся ситуации. При этом технологичность предполагает практически автоматический выбор способа воздействия, главное, чтобы в педагогическом арсенале руководителя таких способов было множество. Иногда какая-нибудь мелочь может кардинально изменить ситуацию, например, неправильный выбор интонации, формы обращения. Каждый может сравнить результат обращения руководителя к подчиненным с использованием местоимений "вы" или "мы": если в первом случае руководитель как бы дистанцируется от членов коллектива, то во втором – выступает его органичной частью.

Владение приемами саморегуляции, своим психофизическим аппаратом тоже немаловажный компонент педагогической технологии руководителя. Прежде всего ему нужно иметь адекватные представления о возможностях своего голоса, чтобы умело пользоваться им в воспитательных целях, интонировать высказывания для усиления воздействия. Известный советский педагог и писатель А. С. Макаренко неоднократно говорил о важности постановки голоса, позы, владения своим лицом и всем организмом для тех, кто хочет целенаправленно влиять на других людей: "Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений"[1]. Можно с определенной долей уверенности считать, что морщины вокруг глаз – признак веселого характера, улыбчивости человека, а, например, сдвинутые брови, складки поперек лба могут свидетельствовать о волевом характере.

О том, как читать мысли других людей по их жестам, рассказывает австралийский ученый Аллан Пиз[2]. Его рекомендации могут сослужить хорошую службу специалисту-руководителю в овладении им педагогическими технологиями.

В частности, Аллан Пиз считает, что размеры личной пространственной территории человека (расстояние, на котором он держится по отношению к другим людям) среднеобеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо оттого, проживает ли он в Америке, России, Англии или Австралии. Ее можно разделить на четыре четкие пространственные зоны.

1. Интимная зона: от 15 до 46 см. В нее допускаются самые близкие люди – дети, родители, возлюбленные, ближайшие родственники и друзья.

2. Личная зона: от 46 см до 1,2 м. Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, переговорах и дружеских вечеринках. Если руководитель при беседе с подчиненным, когда собеседников разделяет ширина конторского стола – 1,2 м, встанет из-за стола и подойдет к собеседнику или сядет с ним рядом, сократив расстояние между ними до 0,5 м, то тем самым он приблизит его к интимной зоне, что предполагает большую доверительность в общении.

3. Социальная зона: от 1,2 до 3,6 м. На таком расстоянии обычно держатся с малознакомыми людьми или посторонними. Если руководитель общается с сотрудником на подобном расстоянии, эго свидетельствует об определенном отношении к подчиненному.

4. Общественная зона: более 3,6 м. Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории[3].

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей до 80% коммуникации осуществляется невербальными средствами: мимикой, жестами, телодвижениями, соблюдением или нарушением пространства общения. Умелые руководители изучают невербальные средства взаимодействия для обогащения палитры используемых приемов общения.

503 Service Unavailable

Service Unavailable

The server is temporarily unable to service your request due to maintenance downtime or capacity problems. Please try again later.