Педагогические технологии
Долгое время термин "технология" оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился только к технократическому языку, согласно определению в словаре иностранных слов: "технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических...)".
Хотя буквальное значение слова технология раскрывается при обращении к словарю древнегреческого языка: слово "τέχνηλογια" – переводится как "учение о мастерстве", а два его составляющих слова "τέχνη" – искусство, ремесло, наука и "λογος" – слово; речь; разум, разумное основание; причина; рассуждение; мнение, предположение; понятие, смысл. При таком его значении слово "технология" не только не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов, а напротив, полностью включает их в себя.
Массовое внедрение педагогических технологий в образовательную практику относят к началу 60-х гг. XX столетия, что связано с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы и изменением организации и управления педагогическим процессом в соответствии с изменением целей обучения. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер. В России проблемой изучения, создания и внедрения педагогических технологий как метода управления педагогическим процессом стали П. Я. Гальперин, Η. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, Π. М. Эрдиев, В. П. Беспалько, М. В. Кларин и др.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т.д. Первоначально многие исследователи не делали различий между понятиями "педагогическая технология", "технология обучения", "обучающая технология", сам термин "педагогическая технология" использовался только применительно к обучению, а собственно технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса, однако и до настоящего времени не существует единого определения понятия "педагогическая технология".
Приведем некоторые из часто употребляемых определений различного авторства (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Определения понятия "педагогическая технология"
Автор определения |
Определение педагогической технологии |
|
Н. В. Смирнова |
Определенная совокупность последовательных, алгоритмизированных шагов по организации познавательного процесса |
|
В. П. Беспалько |
Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели |
|
Б. Т. Лихачёв |
Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, которая служит организационно-методическим инструментарием педагогического процесса |
|
М. В. Кларин |
Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей |
|
А. И. Ракитов |
Набор различных операций и навыков, реализуемых в фиксированной последовательности в соответствующих пространственно-временны́х интервалах и на основе вполне определенной техники для достижения избранных целей |
|
В. И. Андреев |
Система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических за кономерностей у целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании |
|
В. А. Сластёнин |
Системная целостность методов и средств, направленных па гарантированное достижение дидактических целей – развитие личности обучаемого, формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального "Я" |
|
Принятое в дидактике определение |
Последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему у реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания |
|
Определение ЮНЕСКО |
Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия |
|
Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии в США (1979 г.) |
"Комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний" |
|
Анализ представленных в табл. 3.8 определений педагогической технологии, данных разными авторами, в разное время и на разных континентах позволяет сделать вывод о том, что педагогическая технология включает в себя строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.