Педагогические идеи Реформации
В Западной и Центральной Европе в XVI в. развернулось широкое общественное движение Реформации. Движение приняло религиозную форму борьбы против римско-католической церкви и имело целью обновление основ общества. Важным было и то, что Реформация в сфере образования захватила не только высшие общественные слои, но и распространялась в протестантских регионах на остальное население. Протестантизм породил новые педагогические проблемы, прежде всего свободы религиозного образования. Во избежание преследований представители религиозных меньшинств были вынуждены осуществлять свою религиозно-педагогическую деятельность тайно. Реформация формулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое не совпадало с взглядами гуманистов Возрождения и римско-католической церкви. Реформация, в противовес Ватикану, исповедовавшему истины как неизменное отражение провидения, имела в виду дополнить божественные по происхождению истины.
Религиозный антропологизм реформаторства отличался от светского гуманизма педагогики Возрождения. Идеологи Реформации, в отличие от лучших представителей Возрождения, проповедовали антигуманное отношение к детям с отклонениями в развитии. Например, Лютер считал, что умственно отсталый ребенок – "плоть, лишенная души". Кальвин утверждал, что умственно отсталые люди одержимы дьяволом. Представители же Возрождения пробивали дорогу иного, гуманистического взгляда на человека. Показательно их отношение к людям с психофизическими недостатками. Ими отвергалась мистическая природа глухоты (Р. Агрикола). Как замечал итальянский мыслитель
Джордано Бруно, "нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства". О необходимости щадящего подхода и профилактики обострения состояния душевнобольных говорил испанский педагог Л. Вивес.
По сути, однако, Реформация смыкалась с Возрождением. Реформация и Возрождение встали на путь, позволявший снять противоречие между светским и религиозным воспитанием и образованием, что так и не смогла сделать средневековая педагогика. Реформация и Возрождение стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к родному языку, национальной культуре, литературе, поощрять светскую образованность. Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Такой критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики.
В становлении педагогических воззрений Реформации особую роль сыграла известная плеяда мыслителей. Так, Жан Кальвин (1509–1564) – главный идеолог французской Реформации стоял особенно далеко от гуманистических воззрений Возрождения. Он выступил с проповедью "светского аскетизма", поставив во главу угла смирение и покорность Богу. Им переведена на французский язык Библия, являвшаяся важнейшим пособием при воспитании и обучении. Последователи Кальвина в Англии, пуритане, проделали аналогичную работу. Так, идеолог англиканской реформации Уильям Тиндель (1484–1536) перевел на английский язык Библию. Лидер радикального течения Реформации в Германии Томас Мюнцер (1490–1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. Имея в виду создать новую школу, Т. Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования.
"Отец" Реформации в Германии Мартин Лютер признавал необходимость и важность гуманистического образования, созвучного духу Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как думал Лютер, каждый для спасения души должен самостоятельно прочесть и осмыслить Библию. Он считал, что в научной подготовке, знании классических древних языков и литературы нуждаются власть предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр. Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате "О желательности посылать детей в школу" (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей еженедельно, на один-два часа, отправлять детей в школу. Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером.
Последователь Лютера Филипп Меланхтон (1497– 1560), названный впоследствии "наставником Германии", известен не только как теоретик, но и практик образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования в приобретении научного мышления и красноречия. Убежденный сторонник изучения классической греко-римской литературы, он предложил методу, которая предусматривала краткий курс грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составление писем, переводы, диспуты, индивидуальные выступления. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно входит усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить прежде всего классическая литература.
Меланхтон немало сделал, чтобы практически осуществить свои идеи. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, которые получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование па протестантский лад многих немецких университетов.
Римско-католическая церковь справедливо усмотрела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский Вселенский собор (1545–1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Главными способами борьбы с ересью, как записано в "законах" (costitutiones) ордена, назывались "проповедь, исповедь и воспитание". Иезуиты претендовали на роль носителей "католического гуманизма". Ими использованы идеи Возрождения. Иезуиты основательно переосмыслили идеи главного противника – Реформации. Будучи врагами в вопросах веры, иезуиты нередко сходились с протестантами в вопросах образования. Иезуиты выдвинули идеи обновления воспитания и обучения путем погружения учащихся в собственный учебно-воспитательный мир, социализации педагогического процесса (например, посредством школьного театра), системы постоянных классов, регулярных экзаменов, демонстрации успехов учеников. По сути, однако, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания вертких, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви. Воспитание направлялось на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.