Педагогическая технология как прием организации и управления педагогическим процессом
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Следует также обратить внимание на то, что понятие "педагогическая технология" очень часто используется для обозначения приемов работы в сфере воспитания. Приведенная выше последовательность принципов и правил конструирования педагогической технологии позволяет выделить основные ее структурные части. Каждая из этих частей отражает этапы организации педагогического процесса и создает основу для эффективного управления его целостностью с одновременным указанием на возможность ее реализации на основе совокупности существующих приемов организации и управления педагогическим процессом, одним из важнейших составляющих которого является воспитание (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Структура педагогической технологии
Структурные части педагогической технологии |
Содержательное наполнение каждой структурной части педагогической технологии |
1. Концептуальная основа |
Обосновывает философско-методологическое основание, которое лежит в основе развития деятельности и форм ее организации |
2. Содержательная часть обучения |
Формулировка целей обучения, как общих, так и конкретных; ОГЛАВЛЕНИЕ учебного материала |
3. Процессуальная часть – технологический процесс |
Последовательно раскрывает и описывает: – организацию учебного процесса; – методы и формы учебной деятельности школьников; – методы и формы работы учителя; – деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; – диагностику учебного процесса |
Однако, говоря о педагогической технологии как приеме организации и управлении педагогическим процессом, следует ее отличать от методики обучения. Отличие ее заключается в том, что педагогические технологии могут быть воспроизведены в ином месте с сохранением гарантированного высокого качества учебно-воспитательного процесса или решении тех педагогических задач, на которые педагогические технологии направлены, в то время как методики часто нс гарантируют должного качества. Это обстоятельство связано с тем, что овладение педагогической технологией всегда связано с уровнем педагогического мастерства учителя, позволяющего весь комплекс приемов по реализации процессуальной части технологического процесса осуществлять на основе сохранения как особенностей технологических, а потом уже личностных. Поэтому педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление всех приемов в их объективной взаимосвязи, в чем всецело проявляется личность педагога. Педагогическая технология как прием организации и управлением педагогическим процессом предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.
Педагогическая технология как средство организации и управления педагогическим процессом
В соответствии с определением М. В. Кларина педагогическая технология означает "системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей". Такое определение педагогической технологии вполне обоснованно раскрывает значение ее как средства организации и управления педагогическим процессом, поскольку одним из важных свойств педагогической технологии является ее оптимальность. Термин "оптимальный" (от лат. слова optimus – наилучший) значит наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. Если вспомнить выделенные Ю. К. Бабанским несколько критериев оптимальности педагогического процесса, то, основываясь на них, можно утверждать, что всякая педагогическая технология может быть оптимальным средством организации и управления педагогическим процессом, если ее применение:
1) способствует достижению каждым школьником уровня обученности, развитости и воспитанности в зоне его ближайшего развития;
2) не превышает научно обоснованных затрат времени учителя и учащихся, т.е. дает максимально возможные в данных условиях результаты за промежутки времени, определенных стандартом образования и уставом школы.