Педагогическая мысль во второй половине XVI – XVII в.
На протяжении второй половины XVI – XVII столетий педагогические воззрения в Русском государстве подверглись основательному пересмотру. Лучшие умы заботились об обогащении и распространении полноценных знаний. В общественной и педагогической мысли сохранялись и укреплялись тенденции, дававшие надежду на прогресс в воспитании и образовании. Выразители этих тенденций постепенно сознавали никчемность надменного благочестия в сфере нравственности и образования, необходимость земных, мирских знаний, взаимодействия с зарубежной культурой и образованием.
Пробуждается нетерпимость к массовому невежеству низов и слабой образованности верхов. Среди тех, кто обличал подобные недостатки, – подьячий посольского приказа Григорий Котошихин. Бежав в 1664 г. за рубеж, он возмущался, что "царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованные".
В невежестве видели источник социальной смуты, крамолы, экономического неблагополучия. Разделяя такой взгляд, митрополит Паисий писал в 1660 г.: "Некая я корня сего духовного недуга, поразившего ныне Христоименитое царство русское... и, наконец, придумал и нашел, что все зло произошло от двух причин: от того, что нет народных училищ и библиотек". Живший в 1659–1677 гг. в России выходец из Хорватии патер Юрий Крижанич в своем труде "Политические думы" усматривал в невежестве основную причину экономического отставания Руси. Крижанич, предлагая преобразовательную программу русской жизни, среди важнейших средств называл науку, просвещение, книги, государственное техническое образование.
Ко второй половине XVII в. определились несколько основных подходов к воспитанию и обучению, содержанию повышенного образования: официальный церковный (патриарх Никон); старообрядческий (протопоп Аввакум); латинский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); греко-русский (Епифаний Славинецкий, Карион Истомин); славяно-греко-латинский (Иоанникий и Софроний Лихуды). Их возникновение происходит при своеобразном размежевании, вызванным неодинаковым отношением к человеку, культуре и образованности. В педагогической мысли складываются новые представления о мудрости и человеческой личности.
Иерархи православной церкви традиционно видели в человеке создание Божье, "животное и словесное", который приобретает мудрость в познании божественных истин. Из этого вытекало, что мирское знание (математика, история, география и т.п.) для Бога "ничто же есть" и что человек не в состоянии без Божьей помощи овладеть этими знаниями. Подобные суждения, означавшие неприятие светского знания, высказывал патриарх Никон (1605– 1681). Церковью осуждались и преследовались специальные знания, такие, например, как медицина, астрономия, астрология, химия и пр.
Особенно резкое отрицание исходило от одного из расколоучителей – протопопа Аввакума (1621–1682): "Лучше... быть с сею простотою, да почнет в тебе Христос, нежели от риторства ангелом быть". Аввакум осуждал приоритет изучения мирских наук, призывал отказаться от греколатинского образования. Достоинствами русской педагогической традиции Аввакум считал обращение к духовности, внимание к воспитанию "мужества, мудрости, правды и целомудрия".
Симеон Полоцкий (1629–1680) до переезда в Москву в 1664 г. закончил Киевскую коллегию. Затем принял монашество и несколько лет работая учителем в Полоцкой братской школе. В Москве обучал подьячих латыни. Организоват так называемое ученое братство, куда вошли образованнейшие люди своего времени. Симеон Полоцкий был учителем детей царя Алексея Михайловича – Алексея, Федора и Софьи, наблюдал за воспитанием отрока, будущего императора Петра I. Полоцкий сыграл заметную роль в развитии просвещения на Руси, будучи проводником влияния культуры Запада на отечественное воспитание и обучение. При этом ему присущи были помыслы внести в русскую жизнь чуждые для отечественного православного воспитания идеи, отчего ряд современников именовали Полоцкого "врагом Божиим", "овчеобразным волком".
Полоцкий предлагал осуществлять полноценное обучение на латинском, греческом и русском языках. Ему принадлежат планы создания в Москве высшего учебного заведения, расширения просвещения через церковные школы. Он высказывал надежду, что просвещение искоренит суеверия и предрассудки. Полоцкому мир видится книгой, написанной Богом. Задача наставника – научить читать эту книгу. Вступив в извечный спор о природе ребенка, Полоцкий характеризует ее как "скрижаль ненаписанную", изображение на которой во многом зависит от учителя. Считал, что учитель при правильном воспитании может сделать из ребенка, как из воска, что угодно. Высоко ценил привычки, выработанные в первые годы детства. Во множестве проповедей, сборнике "Вертоград многоцветный" обращается часто к вопросам воспитания и обучения. Воспитание, писал он, должно излечивать нравственные "недуги": "Предпочтем гордости смирение, сребролюбию – благорасточение, скупости – подаяние... Излечим роптание терпением, разбойничество – трудолюбием, зависть – смирением". Полоцкий одним из первых заговорил в своих проповедях о необходимости гражданского воспитания: "Как честно гражданствовать в мире". Он высоко ценил роль театральных представлений в процессе обучения и постоянно использовал школьный театр в педагогической деятельности.
Сильвестр Медведев (1641 – 1691), которого некоторые современники называли человеком "великого ума и остроты ученой", также призывал к использованию светской античной и западной культуры, изучению латыни, без знания которой не мыслил овладения науками. Медведев видел в латыни источник светской культуры и образованности.
Епифаний Славинецкий (1600–1675) окончил Киевскую братскую школу, продолжил образование за границей. Преподавал в Киевской братской школе. В 1649 г. был приглашен в Москву "для научения детей славяно-российского народа эллинской науке". Царь Алексей Михайлович призвал Славинецкого в качестве гувернера юных царевичей. Занимаясь практической педагогической деятельностью, Славинецкий разрабатывал и вопросы воспитания. Обращаясь к русскому читателю, использовал педагогические идеи одного из властителей дум европейского Возрождения Эразма Роттердамского. Им сделан перевод трактата Эразма "Гражданство обычаев детских". Переводчик внес в русскую педагогическую мысль идеалы гуманного воспитания: "Что есть гражданство? Есть обычаев добро- склонность и человекопочитательство". Им подчеркнута необходимость сочетания умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного. Славинецкий формулирует правила поведения детей в семье, школе, на улице, со старшими и пр.: не сморкаться без платка, прикрывать рукой зевки, не сквернословить, не насмешничать, следить за гигиеной тела, вести себя достойно за трапезой и пр. Славинецкий полагал, что ориентация на греческую культуру и образованность послужит укреплению православия, и выступал против изучения латыни как транслятора еретических взглядов.
Карион Истомин (1650–1717) – просветитель, педагог, переводчик. Работал в Печатном дворе, славяно-латинской школе Медведева. Был автором литературных сочинений, где отстаивал идеи высшего образования, развития наук. Истомин полагал, что светская мудрость, "свободные пауки" не только не противоречат мудрости духовной, религиозной, но, напротив, служат последней. Им создан ряд оригинальных учебных пособий начального образования. Истомин – автор первого печатного иллюстрированного букваря. При подготовке учебных пособий использовались и зарубежные дидактические идеи. Так, им подготовлено в 1693 г. для царевича Петра Алексеевича учебное пособие, где сознательно реализованы дидактические установки Я. А. Коменского (текст и изображение в пособии сливались в единый образ).
Братья Иоанникий (1639–1717) и Софроний (1652– 1730) Лихуды, греческие монахи, питомцы университета Падуи (Италия), прибыли в Москву в 1685 г. Они намеревались объединить традиции старорусского, византийского и западного образования. Лихуды несли не только знания тех или иных наук, но и проповедовали определенную культуру научного общения, рекомендуя вежливое обращение с оппонентами. Человеку, полагали они, свойственно "троякое действие ума", что надлежит учитывать в умственном развитии: 1) познание предмета, без его оценивания; 2) познание предмета в форме суждения; 3) умозаключение о предмете путем силлогизма.