Педагогическая мысль Российского зарубежья
Россию в начале 1920-х гг. вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки: Н. А. Бердяев, С. И. Гессен, В. В. Зеньковский и др. В Зарубежье возник мощный источник развития российской педагогической мысли. В течение 1920-х гг. почти ежегодно проходили эмигрантские съезды по вопросам воспитания и образования. В Праге, Берлине, Риге, Харбине, Сан-Франциско в 1920–1930-е гг. издавались эмигрантские педагогические журналы. Некоторое время в Зарубежье существовали российские научно-педагогические центры (кафедры, педагогические общества и пр.).
Российская эмигрантская педагогическая мысль отвергла радикализм официальной советской педагогики и стремилась опереться на опыт отечественной и мировой педагогической мысли. В теоретической педагогике русского Зарубежья особое выражение получили два течения: философско-гуманистическое (продолжившее традиции западной и отечественной классической педагогики XIX столетия) и религиозно-христианское.
Среди представителей первого течения выделялся Сергей Иосифович Гессен (1887–1950). В его главном труде "Основы педагогики" (1923) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки ("педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли"). Идя вслед за неокантианством, Гессен классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знание о том, каким должно быть воспитание и образование. Различия между этими двумя понятиями ученый видел в том, что воспитание, по его суждению, процесс психофизического развития человека, между тем как образование – процесс воспитания человеческой личности. Сам Гессен относил себя к разработчикам педагогики культуры и видел в образовании прежде всего культурологическую функцию: "Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного". Гессен полагал, что нравственное становление личности достигается не наставлениями, а прежде всего педагогическими действиями – "правильной организацией работы и жизни учащихся". Подобная организация должна предусмотреть наличие нескольких условий: применение специфических форм деятельности детей соответственно ступеням их развития, особенности детских игр, уроков, творчества учащихся в детском саду и в школе, границы и ОГЛАВЛЕНИЕ самоуправления учащихся и пр.
Гессен не склонен был акцентировать на славянских традициях русского образования. Истинными он считал в первую очередь "просто человеческие" педагогические идеи. Им предложена идея обучения как диалога культур, при сотрудничестве учителя и ученика, увлеченных взаимным интересом ("заразой") к образованию.
Ярким выразителем русской религиозной педагогики был Василий Васильевич Зеньковский. В 1920-х гг. он был профессором психологии в Белградском университете, возглавлял педагогический институт в Праге. Зеньковский особо занимался психологическими изысканиями, настаивая на идеях целостности рационализма и иррационализма человеческого сознания, примирения в человеческой душе путем воспитания "правды индивидуализма" и "правды универсализма". Педагогическая концепция Зеньковского вырастает из идеи "первородного греха" и борьбы с ним. Он считал аксиомой постоянное сосуществование в человеке добра и зла. Уничтожить зло, в том числе запретами, ограничениями, невозможно. Победа добра возможна, если воспитывать "дар Свободы", обладание которым – залог нравственного становления личности. Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. При этом он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, "что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности. Нельзя превращать начало личности в какую-то самосущную, ни от чего не зависимую силу, отделять личность от всего того, что определяет смысл ее жизни". Главным путем "педагогического вмешательства в жизнь ребенка" Зеньковский рассматривал постановку и решение двух основных задач нравственно-религиозного воспитания: "1) подготовить дитя к вечной жизни; 2) подготовить к этой жизни, так как эта жизнь дает не столько возможность приобрести вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее".
В педагогической концепции В. В. Зеньковского личность и духовность – тождественные понятия: "Все в человеке потому и личностно, что все соотнесено к духовному началу". Духовность человека проявляется, как считал Зеньковский, не только в добре и истинном знании, но и грехе, и заблуждениях. Подобную двусторонность следует учитывать при воспитании. Важным проявлением духовности человека называлась его природная социальность – тяга к общению ("человек к человеку неравнодушен"). В основе воспитания, следовательно, должны лежать общение, соборность как "проникновение в чужой социальный мир, для раскрытия собственного мира". Размышляя над общественным предназначением воспитания, Зеньковский ставил религию как фактор и условие такого воспитания в ряд со светским образованием через изучение языка, национальных традиций, литературы и основ науки. Он согласен, что светская педагогика играет положительную роль в воспитании.
Специальному рассмотрению подверг Зеньковский вопрос о национальном воспитании. Он страстно возражал против денационализации молодежи, потери "русскости", которая "может принимать опасные формы, даже если дети еще хорошо говорят по-русски". Вместе с тем ученый считал необходимым оберегать национальное воспитание от сентиментального поклонения России, развития презрения к другим народам. Зеньковский полагал, что истинное национальное воспитание состоит в развитии чистой любви к Родине, никак не замешанной на шовинизме.