Лекция 11. Педагогическая мысль и образование в Российской империи в конце XIX – начале XX в. (до 1917 г.)
В результате освоения материала главы и его самостоятельного осмысления студент сможет:
• знать
– закономерности, факторы, особенности и противоречия российского исторического процесса в конце XIX – начале XX в.;
– основные педагогические факты и события, их место, роль и степень влияния на конкретно-историческую ситуацию в России конца XIX – начала XX в.;
– специфику российского культурного развития конца XIX – начала XX в. (до 1917 г.);
– ведущих представителей философско-педагогической мысли России конца XIX – начала XX в.;
– роль Российского государства в мировом образовательном пространстве начала XX в.;
• уметь
– формулировать и аргументировать собственную точку зрения по актуальным проблемам истории педагогики и образования России конца XIX – начала XX в.;
– формировать историческое сознание – фундамент национального, патриотического, интернационального сознания и нравственных идеалов, средство ориентации в социальном пространстве, форму социальной памяти своего народа;
– использовать историко-педагогические знания как основу гуманитарной подготовки, повышения правовой и гражданской культуры;
• владеть
– системой представлений о своеобразии педагогической теории и практики России конца XIX – начала XX в.;
– формами самостоятельной работы и презентации результатов учебно- и научно-исследовательской деятельности в рамках подготовки индивидуального и/или группового проекта.
Основные направления государственной политики в сфере образования
Образовательная система России, масштабы которой за XIX столетие значительно возросли, развивалась в основном как государственная. Конец XIX в. – время, когда в силу причин политического характера происходит сужение университетской демократии, вводятся серьезные ограничения при поступлении в высшие учебные заведения.
На рубеже XIX–XX вв. Россия сделала резкий скачок в развитии промышленности. Подъем, охвативший почти все отрасли, был вызван внутренними накоплениями капитала, крупными капиталовложениями в железнодорожное строительство, протекционной политикой и значительным притоком иностранного капитала. Высокими темпами развивалось машиностроение. К началу XX в. насчитывалось около 10 млн рабочих, а вместе с семьями не менее 22 млн чел., т.е. 18% всего населения страны.
В конце XIX – начале XX в. общество и государство осознали, что новые социальные потребности и уровень развития образования приходят во все более явное несоответствие. В стране на рубеже веков возникли сотни новых просветительских обществ и народных библиотек, начали выходить новые педагогические журналы (в 1916 г. издавалось 304 педагогических журнала): "Русская школа", "Вестник воспитания", "Образование" и др. Проблемы просвещения и образования остро звучали на многочисленных съездах и совещаниях начала века: Первом всероссийском съезде деятелей обществ народных университетов и других просветительских организаций частной инициативы (1908), Первом всероссийском съезде по женскому образованию (1912– 1913), Первом всероссийском съезде по вопросам народного образования (1913–1914) и др.
Министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов (1846–1901) объявил о подготовке реформы средних учебных заведений. Министерством была создана специальная Комиссия, в которую входили представители министерства, директора гимназий и реальных училищ, видные профессора, которые обсуждали цели и задачи реформы образования, новые типы школ, направленность учебно-воспитательной работы в ней. Представленный комиссией проект сохранял основы классической гимназии и реального училища как основных типов средней школы. В нем указывалось на существование односторонней ориентации, на умственное развитие учащихся и предлагалось основательно проработать вопрос о более успешном нравственном и физическом воспитании детей. Проблема специальной подготовки должна была решаться путем расширения сети профессиональных учебных заведений в системе Министерства народного просвещения.
Η. П. Боголепов, министр народного просвещения (1898–1901), руководитель Комиссии по реформе гимназического образования
Сменивший Η. П. Боголепова (убит членом террористической организации) Петр Семенович Ванновский (1822–1904) создал новую Комиссию по реформе средней школы (1901), которая разработала проект "Основных положений устройства общеобразовательной средней школы". Задача проекта состояла в том, чтобы установить единый тип общеобразовательной средней школы, обеспечить некоторый минимум общеобразовательных знаний по всем предметам для всех учащихся и вместе с тем некоторую специализацию в старших классах, которая служила целям подготовки учащихся либо к поступлению в университет, где требовалось знание латинского языка, либо в высшие специальные учебные заведения. Проект П. С. Ванновского встретил резкий отпор со стороны тех ведомств и учреждений, на рассмотрение которых он был передан. Император Николай II, ознакомившись с проектом, выказал недовольство по поводу несвоевременной ломки школы, что представлялось ему крайне опасным и вредным. После отставки П. С. Ванновского все изменения, которые были внесены им в среднюю общеобразовательную школу (отмена преподавания латинского языка в первых двух классах, а греческого в 3 и 4 классах гимназии, усиление преподавания русского языка и географии, введение в программу 1 класса русской истории, отмена переводных экзаменов из класса в класс), были постепенно устранены.
П. С. Ванновский, министр народного просвещения (1901–1902), инициатор мер по либерализации гимназического образования
На рубеже XIX–XX вв. в ряде целевых устремлений правительства по отношению к народной школе все большее значение стали приобретать мотивы экономического характера, свидетельствовавшие о постепенном осознании правительством роли образования как фактора промышленного развития страны.
Территория страны была разделена в начале XX в. на 15 учебных округов, во главе которых стояли попечители. Общее руководство народным образованием осуществляли губернские и уездные училищные советы, в которые входили представители министерства просвещения, синода и других ведомств, имевших свои учебные заведения, а также земств и городов. Тяжесть практической работы по организации начального образования несли на своих плечах директора и инспектора народных училищ и епархиальные наблюдатели церковных школ.
Осенью 1905 г. либерально настроенный министр народного просвещения Иван Иванович Толстой (1858–1916), представил председателю Совета министров С. Ю. Витте специальную записку, в которой излагались насущные задачи Министерства: необходимость введения всеобщего начального обучения, преподавания на родном языке в школах национальных районов, проведения реформы средней школы и разработки нового университетского устава.
Рассмотрев на заседании Совета министров в 1905 г. вопрос о мерах, которые дали бы возможность упорядочить школьную жизнь до введения общей реформы законодательным путем, Совет министров был вынужден признать, что "правительство своими средствами не может удовлетворить все более и более растущую потребность в среднем образовании". Продолжив рассмотрение предложений Министерства народного просвещения на последующих заседаниях, Совет министров счел возможным предоставить попечителям учебных округов на основании ходатайств советов средних учебных заведений право разрешать местному учебному начальству отступать от действующих правил и циркуляров, регламентирующих внутренний распорядок в учебных заведениях. При средних учебных заведениях разрешалось образовывать родительские комитеты. Их представителям предоставлялись одинаковые с попечителями учебных заведений права в попечительских и в хозяйственных советах.
Министерством народного просвещения был принят ряд других частных мер, изменявших школьный режим. Во многих средних учебных заведениях был ослаблен контроль за: поведением учащимися вне учебных заведений, внеклассным чтением и участием учащихся в религиозных обрядах. В мужских гимназиях отменялся экзамен по греческому языку.
Начавшаяся реформа образования (1904), была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Первая Государственная дума приняла законопроект о введении в течение 10 лет всеобщего начального обучения (1906), который не был одобрен Государственным Советом. Вторая Государственная дума рассмотрела правительственный проект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи" (1907), основные положения которого вошли в "Закон о дополнительных ассигнованиях па нужды начального народного образования" (1908). Согласно этому закону города и земства стали получать некоторые суммы под реализацию планов всеобщего обучения. Законом 1908 г. предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение. В 1907–1908 гг. были восстановлены переводные экзамены, отмененные в конце XIX в., и ужесточены требования к их проведению.
При министре народного просвещения Льве Аристидовиче Кассо (1865–1914) была усилена власть директоров гимназий и ограничены права педагогических советов и родительских комитетов, повышена плата за обучение, что свидетельствует усилении консервативных настроений в области образовательной политики. Министерство народного образования в 1910 г. представило в Государственную думу проект реформы образования, устанавливающий единый тип средней школы-гимназии. В проекте была сформулирована задача новой средней школы: "Среднее учебное заведение должно дать учащимся совокупность знаний, необходимых для занятий наукой, развить и укрепить духовные силы юношей. Общество и государство ожидает от средней школы юношей с достаточно развитой волей, обладающих энергией, нравственных, воспитанных, сознающих свой долг перед отечеством". За обучение в средней школе устанавливалась плата с родителей, а освобождать от нее следовало не более 10% учащихся.
В феврале 1913 г. в Думу было внесено очередной проект о реформе средней школы. В докладе комиссии по народному образованию содержалась многосторонняя критика образовательной политики И. И. Толстого. Проект подробно рассматривал такие вопросы, как учебное время, физическое воспитание учащихся, преподавание пения, обучение детей с физическими и умственными отклонения. Предусматривалось право на создание специальных групп с углубленным изучением определенных предметов, разрешалась многотипность средних учебных заведений. Предполагалось также разделить учебные предметы на обязательные и дополнительные. В этой связи планировалось выделить три категории изучаемых предметов: обязательные для изучения всеми учащимися, обязательные для окончивших начальную школу и обязательные для поступающих в гимназии. Другие положения проекта детально регламентировали организацию подготовки учительского персонала, распределение полномочий педагогических советов, учредителей, попечительских советов и родительских организаций.
В 1914 г. на пост министра народного просвещения был назначен граф Павел Николаевич Игнатьев (1870–1945). При Министерстве были созданы различные комитеты и комиссии, такие как Комиссия по реформе начальной школы (с участием городов и земств), Комитет по средней школе (совместно с членами правительства и Государственной думы), Комитет но профессиональной подготовке и т.д. В этих комиссиях и комитетах рассматривались предложения и записки от отдельных учебных заведений, ученых и частных лиц, желавших участвовать в преобразовании школы. Под руководством министра народного просвещения Π. Н. Игнатьева был разработан проект "Положения о гимназиях" (1915) и План реформы средней школы (1916), которыми предусматривалось создание единой школы (гимназии) с семилетним курсом, обучения и двумя ступенями. После четвертого класса учащиеся должны были обучаться по трем направлениям: новогуманитарное (с базовыми предметами – литературой и языками), гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков), реальное (с двумя отделениями – естественных наук и математики). В учебном плане должны были доминировать отечественные язык и литература, история и география. Многие важные реформы в области начального, среднего и высшего образования, задуманные и начатые министром, не были доведены до конца в связи с его отставкой в декабре 1916 г. и последующими революционными событиями.
Π. Н. Игнатьев, министр народного просвещения (1915–1916), организатор и руководитель реформы среднего общего образования
При сложности и противоречивости государственной политики в области развития системы образования на рубеже XIX–XX вв. российская школа переживала период подъема, выразившийся в значительном росте количества учебных заведений, числа учащихся, необычайном разнообразии типов и форм образовательных учреждений, богатстве и содержательности учебного процесса в лучших учебных заведениях.