Педагогическая этика

Глубокие истоки имеет и педагогическая этика. Ее фундамент заложен древнекитайским философом Конфуцием (рубеж V и VI вв. до н.э.) и основанным на базе его трудов этико-политическим учением, которое сформировалось в среде выходцев из потомственных семей чиновников, зарабатывавших на жизнь после потери официального статуса преподаванием древних книг, за что их называли "учеными книжниками". Согласно этому учению небо наделило человека определенными этическими качествами, которые он обязан совершенствовать в процессе общения, чтобы достичь уровня "благородного мужа", соблюдающего ли-этикет (с китайского — приличие, сдержанность, культурность; норма поведения в семье и государстве), доброго и справедливого к народу, почтительного к старшим и высшим, живущего в соответствии с принципом "чего не желаешь себе, того не делай другим".

Этот вид профессиональной этики возник в силу объективной потребности корректировать поведение учителя в рамках его профессиональной деятельности как проявление стремления общества защищать и охранять физическое здоровье и духовный мир детей, которые из-за отсутствия должного жизненного опыта потенциально могут стать жертвой несправедливости или неправильных действий взрослых.

Современная педагогическая этика представляет собой совокупность исторически сложившихся требований, норм, рекомендаций и запретов, адресованных обществом к личности учителя, характеру его отношений с обществом, с вверенными ему детьми и их родителями, с коллегами. Она включает в себя систему общих моральных принципов, специфически преломленных в профессиональной деятельности учителя; традиций и норм, рожденных в педагогической среде; оценки педагога общественностью и коллегами, его самооценки.

Воинская этика

С давних времен вырабатывались нормы и принципы воинской этики, значение которой во все времена было велико. Ведь, по свидетельству историков, человечество помнит всего лишь 227 мирных лет.

В первых военных уставах Петра I заложены такие нравственные требования и качества, как воинский долг, честь, отвага, отечественный интерес, всенародная польза, общее добро. В воинском наставлении А. В. Суворова "Наука побеждать" наряду с правилами боевых действий сформулированы и нравственные требования: храбрость, твердость, решимость, справедливость, благочестивость[1].

Особенности современной воинской этики вытекают из специфики обязанностей представителей этой профессии, главная из которых — защита ценностей общества даже при условии риска для собственной жизни и здоровья, во многих случаях с оружием в руках. Эти особенности обусловлены характером и ОГЛАВЛЕНИЕм задач, включающих постоянную готовность и моральную способность к вынужденному вооруженному насилию в интересах защиты Родины, готовность и способность к самопожертвованию.

Основу воинской этики составляют присяга на верность и безупречную службу народу, Родине и военные уставы, особенностью которых является особое "сцепление", единство моральных и правовых норм, дополняющих друг друга и сливающихся даже терминологически. Несение военной службы рассматривается как конституционная обязанность и одновременно как моральный (священный!) долг, а различие механизмов реализации правовых и моральных требований весьма условно: нравственным требованиям, как и правовым, придается сила закона. Категории долга и чести в воинской этике также сливаются, означая и осознание общественных требований (гражданский долг), и достойное выполнение своих обязанностей (служебный долг), и признание обществом воинских заслуг. Неслучайно в старых офицерских кодексах на первом месте всегда стояла категория чести.