Педагогическая антропология
И. Канта но праву следует назвать основоположником педагогической антропологии. Он первый ввел в обиход философской науки термин "педагогическая антропология", дал жизнь целому направлению в философии и написал ряд работ, посвященных этой теме ("О педагогике", "Две статьи относительно “Филантропина”" и др.), в которых разработал свои педагогические идеи, обосновал значимость и нужность педагогической антропологии для формирования и совершенствования людей при помощи воспитания, обучения и образования. И. Кант, как и другие философы, понимал, что человек – сложное, противоречивое, очень агрессивное, неуправляемое и непредсказуемое в своем поведении существо. Великий мыслитель задал себе вопрос: как усмирить природу человека, как смягчить его нравы? – и пришел к выводу, что только воспитание способно изменить человека в лучшую сторону. Именно поэтому Кант заговорил о необходимости создания педагогической антропологии, предпосылки которой он видел в самой морали, поскольку моральный закон дается человеку в виде априорного принципа практического разума, реализация которого зависит от самого человека.
Педагогическая антропология возникла на стыке философии и педагогики. Свидетельство тому – огромный опыт развития всей истории философии вплоть до настоящего времени и научные связи философии и педагогики, проблемы человека и проблемы воспитания. Последние всегда интересовали философию как сложный творческий процесс становления человека, так же, как педагогика всегда ориентировалась на какую-нибудь философскую концепцию человека. Если сама педагогика как наука отвечает на вопрос, кем надлежит стать человеку и как этого достигнуть, то ОГЛАВЛЕНИЕ педагогической антропологии обусловлено потребностью в создании целостного и всестороннего взгляда на воспитание человека. Специфику педагогической антропологии мы видим в ее ответе на вопрос: почему и для чего человек воспитан, какое значение имеют для него и его будущего физическое, психологическое, умственное и нравственное состояния. Философская антропология же выступает своего рода основополагающей дисциплиной, формирующей для педагогической теории цели и направления в исследовании человека.
Итак, предметом исследования педагогической антропологии является человек с точки зрения его самоосуществления и совершенствования иод воздействием воспитания и образования. Ядром всей воспитательной системы также является человек, связанный многообразными отношениями с миром. Воспитание формирует целостную личность, способную отвечать за происходящее в мире. Задача воспитания состоит не только в том, чтобы человек знал как можно больше, но и в том, чтобы он был человеком, т.е. отвечал требованиям человечности, гуманности, понимал, что происходит с ним и миром, был ответствен за будущее и научился жить в открытом, сложном и в определенной мере непредсказуемом мире.
Характер предмета и метода педагогико-антропологического исследования определяются исходя из установок философской антропологии, представленных в концепциях зарубежных антропологов М. Шелера, Г. Плеснера, Н. Гартмана, Э. Ротхакера, О. Больнова, Т. Литте, К. Ясперса и др.