Печать и книжное дело
Еще в начале XIX в. Н. М. Карамзин писал о "любви к чтению в России". Основную роль в книгоиздании и книготорговле в начале века играли типографии. В 1813 г. было 55 казенных и увеличивалось число частных типографий в стране. Появились первые крупные книгоиздатели, например В. А. Плавильщиков, имевший книжный магазин, библиотеку и типографию. Усиливалось и влияние возрастающего числа периодических изданий, в том числе общественно-политических журналов. Первым из них был "Вестник Европы" Карамзина. С 1812 г. в Петербурге стал издаваться исторический и политический журнал "Сын отечества". В 1814 г. была открыта первая Публичная библиотека в Петербурге, ставшая впоследствии национальным книгохранилищем. Платные библиотеки действовали и при книжных лавках. Традиции крестьянской книжности и письменности в начале века свидетельствуют о значительном распространении грамотности среди крестьян, особенно государственных. Рост общего уровня грамотности населения страны способствовал дальнейшему развитию издательского дела. К началу 1850-х гг. печаталось более 1 тыс. наименований книг, расширялась книжная торговля, количество периодических изданий в 1850 г. достигло 230 наименований. С 1837 г. по распоряжению правительства начался выпуск "Губернских ведомостей". Крупнейшим издателем и книготорговцем того времени был А. Ф. Смирдин. Снижая издержки и увеличивая тиражи, он выпускал недорогие, общедоступные книги, в их числе более 70 собраний сочинений русских писателей (Пушкина, Гоголя, Жуковского, Лермонтова, Крылова). Он же первым ввел оплату труда сочинителей.
Большой популярностью среди читателей пользовались литературные журналы. Известный писатель и журналист Н. А. Полевой издавал журнал "Московский телеграф" (1825-1834), критик Н. И. Надеждин - философско-литературный журнал "Телескоп" (1831-1836). Оба журнала были закрыты цензурой. В 1840-х гг. наиболее влиятельными стали журналы "Отечественные записки" и основанный A. С. Пушкиным "Современник", в которых сотрудничали B. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин. Оба журнала вели борьбу с "Московитянином" (1841 - 1856), издававшимся сторонником теории "официальной народности", историком М. П. Погодиным, а также с официозной газетой Ф. В. Булгарина и Н. И. Греча "Северная пчела".
Литература
Первая четверть XIX в. ознаменовалась возрастанием интереса к проблемам русского языка: началось формирование русского литературного языка, расширялась научная терминология. В 1804 г. в университетах появились отделения словесности. Был издан первый словарь русского языка "Словарь Российской академии". Огромная заслуга в реформировании русского литературного языка принадлежит Н. М. Карамзину. Он стремился создать единый литературный язык "для книг и для общества, чтобы писать, как говорят, и говорить, как пишут". Карамзин первым в литературе заговорил разговорным языком дворянского общества, избавив его от архаической напыщенности. Против реформы "карамзинистов" резко выступили "шишковисты" во главе с известным писателем, адмиралом А. С. Шишковым (Д. И. Хвостов, П. А. Ширинский-Шихматов и др.), которые отстаивали сохранение старых книжных форм, сложный синтаксис и "высокий штиль" в литературе. Они объединились в литературное общество "Беседа любителей русского слова" (1811-1816). Последователи Карамзина создали литературное объединение "Арзамас" (1815-1818). В него входили В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, С. С. Уваров, В. Л. Пушкин, юный А. С. Пушкин. В художественной литературе начало XIX в. стало, по словам В. Г. Белинского, "карамзинским периодом". Сентиментализм Карамзина и его последователей пробудил интерес к "естественному" человеку, его душевным переживаниям, внутреннему миру. В творчестве В. А. Жуковского ярко проявились черты романтизма - главного направления в русской литературе первых десятилетий XIX в. Для романтизма характерен отказ от просветительского понимания истории как прогресса и противопоставление идеального образа сильной, свободной личности ее окружению. Элегии, баллады и поэмы Жуковского, пронизанные меланхолией и романтической таинственностью, наполнены размышлениями о добре и зле, смысле жизни, любви, дружбы. Широко известны поэтические переводы, выполненные Жуковским. Одним из талантливейших поэтов этой эпохи был К. Н. Батюшков. Переломным моментом в его творчестве стала Отечественная война 1812 г. От легкой поэзии, воспевающей радости жизни, он переходит к романтической лирике, элегическим раздумьям об истории и ценности человеческой жизни ("К Дашкову", "Тень друга", "Таврида" и др.). Он создал воспринятые другими поэтами образы "железного века" и "черного человека". А. С. Грибоедову известность принесла комедия "Горе от ума" (1822-1823). Она была запрещена цензурой и распространялась только в списках. Это произведение стало одним из первых образцов реализма в русской драматургии.
Николаевская эпоха отмечена введением в 1826 г. цензурного устава, прозванного современниками "чугунным". Он содержал 230 запретительных статей и был направлен на пресечение любого проявления вольнодумства. В 1828 г. была принята более смягченная редакция устава, который, однако, придавал цензуре полицейские функции: цензоры должны были докладывать полиции обо всех запрещенных произведениях и их авторах. "В гнусной российской действительности, - писал В. Г. Белинский, - только в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед". В 1830-1840 гг. в русской литературе продолжали развиваться два различный направления: романтизм и реализм. Особенной популярностью у читающей российской публики пользовались романтические повести Н. А. Полевого, А. А. Бестужева-Марлинского, В. Ф. Одоевского, исторические романы М. П. Загоскина, И. И. Лажечникова. В поэзии выделяются авторы так называемого "пушкинского круга": Е. А. Баратынский, Д. В. Веневитинов, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Д. В. Давыдов, Н. М. Языков. Ведущее место в литературе этого периода принадлежит трем величайшим гениям русской культуры: А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Н. В. Гоголю.
Александр Сергеевич Пушкин - гениальный русский поэт, прозаик и драматург, историк и публицист, завершил становление нового направления - реализма в русской литературе. Ему принадлежит заслуга создания современного литературного языка, основанного на живой разговорной образной речи. В своем многогранном творчестве он дал высочайшие образцы литературы всех жанров. Величайшим творением его гения является роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831) - "энциклопедия русской жизни", по словам Белинского. Через несколько дней после смерти Пушкина (29 января 1837 г.) стихотворение "Смерть поэта" принесло известность Михаилу Юрьевичу Лермонтову. К 1837 г. он был уже автором более 300 стихотворений, 20 поэм, шести драм, но почти ничего не публиковал. Возвратившись из действующей армии на Кавказе, куда он был отправлен за стихотворение "Смерть поэта", Лермонтов публикует "Бородино", "Тамбовскую казначейшу", пишет "Демона", "Мцыри" и многое другое. В 1840 г. выходит его роман "Герой нашего времени". В том же году Лермонтова вновь переводят на Кавказ, где 15 июля 1841 г. он погибает на дуэли.
В 1831-1832 гг. русская публика познакомилась с "Вечерами на хуторе близ Диканьки" и сразу признала их автора - Николая Васильевича Гоголя, ставшего одним из ведущих писателей. В середине 1830-х г. появляются гоголевские "Петербургские повести", комедия "Ревизор", а в 1842 г. увидела свет "национальная поэма" "Мертвые души".
Непосредственными продолжателями гоголевской традиции стали писатели так называемой "натуральной школы": И. А. Гончаров ("Обыкновенная история"), Н. А. Некрасов ("Родина"), И. С. Тургенев ("Записки охотника"), Ф. М. Достоевский ("Бедные люди"), А. Н. Островский ("Бедность не порок", "Не в свои сани не садись"), Д. В. Григорович ("Антон Горемыка").