Печать

В 1857 г. правительство начинает пересматривать цензурный устав. После разрешения в 1858 г. обсуждать в печати проблемы общественной жизни резко возросло количество различных периодических изданий (1860 г. - 230) и наименований книг (1860 г. - 2058). В 1862 г. "Временные правила" разрешили печатать критические материалы в дорогих изданиях, недоступных для простого народа. Одновременно министры внутренних дел и народного просвещения получили право приостанавливать издание газет и журналов на срок до восьми месяцев. В апреле 1865 г. проект нового цензурного устава был утвержден в качестве "Временных правил по делам печати", сохранившихся до 1905 г. "Правила" отменяли предварительную цензуру для книг значительного объема и для периодических изданий независимо от объема. Периодические издания освобождались от предварительной цензуры с особого разрешения министра внутренних дел и после внесения большого денежного залога. За цензурой оставлено было право через суд закрывать издания в случае нарушения правил.

Печать, особенно периодическая, играла огромную общественную, политическую и просветительскую роль. С конца 1850-х гг. на первое место выдвинулись общественно-политические и научно-литературные издания, прежде всего так называемые "толстые" журналы, такие как "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово" и др. В 1860-е гг. появляются сатирические журналы и листки ("Свисток", "Искра").

Важной чертой пореформенного периода стало образование нового поколения читателей "с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами" в основном из разночинных кругов. Возросло и количество читателей (в Публичной библиотеке в Петербурге выдача книг увеличилась в период 1854-1874 гг. в 11 раз).

Художественная культура. Подъем русской культуры в 1860-1880-х гг. нашел свое выражение в первую очередь в литературе. Ведущим направлением в художественной литературе стал критический реализм. Противоборство идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России - эти и другие проблемы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. Н. Островского. Тема народа пронизывает творчество Н. А. Некрасова. Тонкие лирические произведения создали А. А. Фет и Ф. И. Тютчев.

Процесс становления реализма переживало искусство. В театре утверждение реалистического направления неразрывно связано с драматургией А. Н. Островского. Ведущая роль в развитии театрального искусства принадлежала московскому Малому театру, на сцене которого играли современники и ученики М. С. Щепкина - Пров Садовский, С. В. Шуйский, а с 1870-х гг. - гениальная актриса М. Н. Ермолова. Другим важнейшим центром театральной культуры оставался петербургский Александрийский театр. Он больше, чем Малый театр, страдал от правительственной опеки и надзора театральной дирекции. В этом театре появляется плеяда замечательных актеров: В. В. Самойлов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, П. А. Стрепетова. В конце 1870-х гг. началась театральная деятельность К. С. Станиславского.

В 1860-1880-е гг. огромных успехов достигла музыкальная культура. Заложенный М. И. Глинкой русский национальный стиль в музыке продолжают его ученик А. С. Даргомыжский и композиторы "Могучей кучки", как назвал их музыкальный и художественный критик В. В. Стасов. В это творческое содружество входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи.

Особое место в русской музыке этого времени занимает П. И. Чайковский, создавший высочайшие образцы опер, балетов, симфонических и камерных произведений, главной темой которых стала красота и поэзия человеческих чувств. В 1862 г. в Петербурге по инициативе выдающегося композитора-исполнителя А. Г. Рубинштейна открывается первая русская консерватория. Позднее, в 1866 г., свои двери раскрывает Московская консерватория.

Живопись пореформенного периода также отмечена появлением новых талантов, принесших мировую славу русскому искусству. Их эстетические воззрения сформировались под влиянием идей демократического движения 1850-1860-х гг. Виднейшим идеологом и организатором молодого поколения художников был И. Н. Крамской, а его теоретиком - В. В. Стасов. Новое направление объявило о разрыве с официальным искусством, в котором господствовал академический классицизм. В 1863 г. 14 наиболее талантливых учеников Академии художеств отказались от участия в обязательном конкурсе на мифологическую тему и демонстративно покинули стены Академии, образовав Артель петербургских художников. В 1870 г. ее сменило Товарищество передвижных художественных выставок, в котором состояли И. Н. Крамской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, В. Г. Перов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко и др. В произведениях "передвижников" отразилась любовь к России, ее народу и истории. Среди 108 членов Товарищества и более 400 участников выставок были мастера бытового жанра (В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, К. Е. Маковский), крупнейшие пейзажисты (А. И. Куинджи, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин), баталист В. В. Верещагин. Видный представитель русской исторической живописи В. И. Суриков в картине "Утро стрелецкой казни" (1878-1881) показал народ как действенную силу, богатую яркими индивидуальностями. Наивысший расцвет русской живописи был связан с именем И. Е. Репина ("Бурлаки на Волге" и "Крестный ход в Курской губернии", созданные в 1870-х - начале 1880-х гг.). Его кисти принадлежат замечательные по точности характеров портреты современников (Мусоргского, Стрепетовой и др.).

Большую роль в развитии русского искусства сыграло создание первой русской национальной галереи. С 1856 г. родовитый московский купец П. М. Третьяков увлекся коллекционированием наиболее выдающихся произведений русского изобразительного искусства. Его частное собрание стало ядром Третьяковской галереи - одного из богатейших национальных музеев мира.

В архитектуре формируется "национальный" стиль в духе традиционного русского зодчества. Декоративные мотивы русской архитектуры использовали в своих проектах И. П. Ропет (Петров) ("Терем" в Абрамцеве, 1873), В. О. Шервуд (здание Исторического музея, 1875-1881). В пореформенный период в городах началось активное строительство общественных зданий, фабрик, заводов, жилых домов.