Патристика
Патристика – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и социальных доктрин, сформулированных крупнейшими христианскими мыслителями (отцами церкви) в период со II по VIII в. Это философия и теология духовно-религиозных отцов христианства. Аврелий Августин Блаженный (354–430) – крупнейший средневековый философ, виднейший представитель западных отцов церкви. Его влияние на всю западноевропейскую жизнь Средневековья огромно. Он написал десятки значительных произведений: "Против академиков", "О блаженной жизни", "О бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли", "Исповедь", "О граде Божьем" и др.
По своим философским взглядам сначала примыкал к манихейству – религиозному течению, исповедовавшему противоположность добра и зла, света и тьмы. Затем он разочаровался в этом воззрении и примкнул к скептицизму академиков. Христианство он принял в 387 г. Тогда же он развернул широкую деятельность по распространению христианства, что дало возможность исследователям его творчества назвать его "молотом еретиков". Религиозно-философская система Августина соединяет библейское мировоззрение с теми положениями неоплатонизма, которые хоть в какой-то степени совместимы с христианским вероучением. В центре философской рефлексии Августина Блаженного – Бог. Он трактует его как высшую сущность. Бог – единственное в мире, что не зависит ни от кого, все остальное определяется Богом и зависит от Его божественной воли. Владычество Бога над всем остальным существенно для Августина, потому что дает возможность утверждать: Бог не только создал мир, но и продолжает выступать причиной его постоянных преображений. Особое место в философии Августина занимает тема креационизма. Так называется религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. В патристике – это точка зрения, согласно которой, в результате зачатия душа создается Богом из ничего и соединяется с телом. По Августину, природа и человек созданы Богом и целиком зависят от Него. Бог же от человека и природы никак не зависит.
От идеи постоянного творения мира Августин органично переходит к фатализму, т.е. вере в судьбу. Согласно этому мировоззрению, все должно случится, как того хочет рок. Все, что происходит в мире, совершается по воле высшего существа – Бога, который определяет зарождение и развитие индивидуальных существ. Весь органический мир не обладает одушевленностью, тем более мир неорганический. Душой обладает только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует вечно. Она поэтому нематериальна, хотя и размещается в материальном теле человека. По словам Августина, тот способ, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами, в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека. Различая тело и душу человека, Августин наделяет душу не только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности. В воле Августин усматривает характерную особенность человеческого существа, именно она определяет человеческую активность, а вовсе не мышление, которое в основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Последовательно продумывая эту мысль, Августин приходит к выводу, что воля свободна.
Почему на Земле существует зло? Ответ на этот вопрос предполагает своеобразное оправдание Бога. Это называется теодицеей (от греч. θεός и δίκη – справедливость). Античные философы обычно либо не признавали зла, либо рассматривали его как испытание, посланное Богом. Августин же опирался на текст Священного писания, в котором утверждалось, что Верховный творец добр по природе и все, что он творит, творится по его образу и подобию. Августин стремится снять ответственность с Бога за любые проявления зла. Божественные идеи творят только добро, но зло возникает в результате искажения материей божественного образа и уменьшения добра в вещах.
Августин считал, что время не существовало до сотворенных Богом вещей, а вместе с ним и по воле Божией. Толкуя проблему времени, Августин показывал, что анализ времени рождает парадоксы. Думая о природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя измерить, так как прошлое время не существует, раз оно прошло, будущее еще не существует, так как не наступило, а настоящее становится прошлым, как только осуществляется. В результате Августин решает, что время – это определенный вид протяженности и то, что мы измеряем, когда измеряем время, – это впечатления и отпечатки памяти. Августин видит возможность разрешения проблемы несуществования прошлого ссылкой на впечатления, память и ожидания будущих событий. Отмечая быстротечность и изменяемость окружающих вещей реального мира, Августин отмечает вечность Бога, который не изменяем.
В философском плане интересна проблема соотношения веры и разума в трактовке Августина. Как и другие отцы церкви, он превозносит веру за счет разума. Ему принадлежит формула: "Верю, чтобы понимать". Она показывает, что вера стоит раньше понимания и содействует ему. Веру Августин представляет себе как веру не только в авторитет Священного писания, но и в авторитет церкви. В области теории познания Августин склоняется к рационализму (рационализм – точка зрения рассудка, соответственно разума). Признавая существование чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится о своем теле. Он полагал, что чувственное познание не способно дать достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть скептицизм.
Значительное место в своих работах Августин уделял проблеме греха и божественного предопределения (предопределение – учение о предустановленности жизни и поведения человека, его спасении или осуждении на вечные муки волей Бога). Бог, согласно Августину, творит только добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и повинна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными, но они впали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога. Употребив свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно толкает человека на путь греха. Грех состоит в том, что человека влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что может без помощи Бога жить в мире и овладевать им.
Большинство людей совершают греховные поступки вследствие того, что уже предопределено Богом. Только меньшинство совершает морально безупречные деяния, но отнюдь не по доброй воле, а потому что это предопределено свыше. Так что большинство грешников не может рассчитывать попасть в Рай, ибо на них не снизошла божественная благодать. В этом состоит понятие божеского предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к греху человек влечется сам через свою свободную волю. Исходный пункт морального учения Августина – безграничная любовь к Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, должна вытеснить любовь человека к человеку. Это Августин продемонстрировал собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою любимую жену с единственным ребенком. "Когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу", – пишет Августин Блаженный в "Граде Божием". Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина, который предписывает отказаться от большого количества вещей, которыми живет обычный человек. Согласно основным положениям эллинистической философии Августин полагал, что цель человеческой жизни – счастье человека, которое состоит в познании Бога и испытании души.
Для Августина все происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и царства земного. Таким образом, Августин переносил дуализм Бога и природы на общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство представлено людьми, которые обречены на греховную жизнь. В первом царстве обитают тс праведные люди, которые руководствуются в жизни только любовью к Богу, во втором – те, которые забывают о Боге. Однако на земле общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царство Божие и земное соединены вместе. Все, что связано среди людей с земным царством, Августин подвергает критике. Он подчеркивает, что государство можно сравнить с "великой разбойничьей организацией". Августин видит в государстве царство греха, а в церкви – самоотверженную любовь к Богу.