Парламентские выборы 1999 г. и выборы Президента РФ 2000 г.
Важнейшим событием в политической жизни страны осенью 1999 г. стала подготовка и проведение кампании по выборам депутатов в Государственную Думу третьего созыва. Главными соперниками в ходе выдвижения кандидатов были традиционные парламентские "фракции-партии": КПРФ, "Яблоко" и ЛДПР, а также новые избирательные блоки. Среди последних прежде всего следует отметить движение "Отечество", объединившееся в августе 1999 г. с региональным "губернаторским" блоком "Вся Россия" и создавшее движение "Отечество - Вся Россия" (ОВР), во главе которого встал экс-премьер Е. М. Примаков, а также руководители трех регионов: мэр Москвы Ю. М. Лужков, губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев и президент Татарстана М. Ш. Шаймиев. Другим по направленности оппозиционным предвыборным блоком стал "Союз правых сил" (СПС). Его возглавил недавний глава правительства С. В. Кириенко. В СПС вошли такие видные либеральные политики-рыночники, как Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, А. Б. Чубайс и др. Наконец, в сентябре 1999 г. при активной поддержке Кремля и "Белого дома" был образован проправительственный избирательный блок "Единство" во главе с бессменным руководителем МЧС России С. К. Шойгу, а также двумя другими представителями силовых ведомств России - генералом МВД А. И. Гуровым и рекордсменом мира борцом А. А. Карелиным.
После ожесточенной парламентской кампании (с использованием компрометирующих материалов и применением так называемых "черных технологий") в электронных СМИ 23 декабря 1999 г. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) России обнародовала итоги выборов. "Конкурс" в нижнюю палату парламента составлял в среднем по стране 13 претендентов на один депутатский мандат. По федеральным спискам только шести избирательным объединениям удалось преодолеть 5-процентный барьер. Лидерами "думского марафона" стали КПРФ, "Единство", ОВР, СПС, "Яблоко" и "Блок Жириновского" (ЛДПР). Согласно результатам выборов, представители КПРФ набрали по федеральным спискам 67 мандатов и победили в 46 одномандатных округах, а проправительственный блок "Единство" получил соответственно 64 и восемь мест. Именно эти две ведущие политические силы с учетом независимых депутатов, сформировавших парламентскую группу "Народный депутат", составили думское большинство. К ним присоединилась также фракция Жириновского. Три других избранных в Думу объединения (ОВР, СПС и "Яблоко"), сформировавшие соответствующие парламентские фракции, фактически оказались в Госдуме третьего созыва в меньшинстве, что обусловило в начале работы нового состава парламента кризисную ситуацию с выборами Председателя Думы и руководителей думских профильных комитетов. Несмотря на протесты думского меньшинства 18 января 2000 г. на безальтернативной основе председателем Государственной Думы РФ третьего созыва был вновь переизбран Г. Н. Селезнев.
Финальным аккордом государственно-политической деятельности Президента РФ Б. Н. Ельцина стало его неожиданное заявление о добровольной отставке и возложении президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В. В. Путина, прозвучавшее с экранов телевизоров 31 декабря 1999 г., в канун Нового, 2000-го года. Таким образом, первый Президент обновленного Российского государства фактически выдвинул на пост главы исполнительной власти своего преемника, значительно сократив сроки развернувшейся в стране президентской кампании. К середине февраля 2000 г. в соответствии с действующей Конституцией РФ и Законом о выборах Президента РФ ЦИК России зарегистрировала 12 кандидатов, претендующих на пост главы государства. 26 марта 2000 г. в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента и Председатель Правительства РФ В. В. Путин одержал убедительную победу над своим ближайшим конкурентом - лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Помимо этих кандидатур претендентами на пост главы государства являлись, ставшие уже традиционными конкурентами, лидеры крупнейших парламентских "фракций-партий" Г. А. Явлинский и В. В. Жириновский, а также ветеран избирательных кампаний - губернатор Кемеровской области А. М. Тулеев. На пост Президента РФ баллотировались и ряд других известных российских политиков: депутаты Госдумы всех трех созывов бывший министр социальной защиты Э. А. Памфилова, известный кинорежиссер С. С. Говорухин и лидер движения "Духовное наследие" А. И. Подберезкин, губернатор Самарской области К. А. Титов, отстраненный от должности Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов, бывший руководитель столичного ФСБ Е. А. Савостьянов (правда, снявший свою кандидатуру накануне выборов) и, наконец, крупный московский предприниматель Умар Джабраилов.
Победа В. В. Путина в первом туре президентских выборов в России (52% голосов избирателей) была очевидной и предсказуемой. Его авторитет как политического лидера, призванного вернуть нашему Отечеству былую славу и величие, великодержавность и безопасность, наконец, обеспечить достойную жизнь и благосостояние всем гражданам России, в ходе избирательной кампании был непререкаемым. 7 мая 2000 г., накануне 55-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в Большом Кремлевском дворце состоялась инаугурация В. В. Путина. А вслед за этим на пост главы Правительства России, по предложению вновь избранного Президента РФ, депутатами Думы третьего созыва был утвержден бывший министр финансов М. М. Касьянов.
Важнейшим направлением в деятельности Президента РФ стало осуществление административной реформы, так как сложившаяся структура органов государственной власти и управления требовала совершенствования. В связи с этим вновь избранным Президентом РФ 13 мая 2000 г. был подписан указ об образовании федеральных округов - структурных единиц нового политико-административного деления России - и назначены полномочные представители Президента РФ в каждом из них. Всего было сформировано семь федеральных округов1:
1. Центральный федеральный округ с административным центром в Москве.
2. Северо-Западный федеральный округ с административным центром в Санкт-Петербурге.
3. Северо-Кавказский федеральный округ с административным центром в Ростове-на-Дону.
4. Приволжский федеральный округ с административным центром в Нижнем Новгороде.
5. Уральский федеральный округ с административным центром в Екатеринбурге.
6. Сибирский федеральный округ с административным центром в Новосибирске.
7. Дальневосточный федеральный округ с административным центром в Хабаровске.
17 мая 2000 г. в должности Генерального прокурора РФ Советом Федерации был утвержден В. В. Устинов, что разрешило ситуацию неопределенности в сфере надзора за исполнением законодательства, продолжавшуюся более года в связи со скандальной отставкой бывшего генпрокурора Ю. И. Скуратова.
Летом 2000 г. по инициативе нового Президента РФ парламент страны утвердил реформу формирования своей верхней палаты. Согласно введенному в действие новому Федеральному закону "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" вместо глав исполнительной и законодательной власти субъектов РФ в верхней палате российского парламента с 1 января 2002 г. стали работать на постоянной основе в качестве депутатов назначенные из регионов губернаторами и региональными законодательными собраниями их представители. 5 декабря 2001 г. Председателем обновленного Совета Федерации вместо ушедшего в отставку Е. С. Строева (вновь вернувшегося в кресло губернатора Орловской области) стал представитель от Санкт-Петербурга С. М. Миронов.
Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило в повестку дня вопрос об организации постоянного диалога руководителей субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственно-политического развития страны и форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал новый консультативный орган - Государственный Совет РФ, сформированный из глав регионов
России в соответствии с указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. "О Государственном совете Российской Федерации". В ходе работы Госсовета рассматривались такие важнейшие проблемы, как реформа образования в России, состояние энергетических ресурсов, государственная поддержка развития в стране малого и среднего бизнеса, административная реформа, введение ипотечного кредитования и ряд других. Регулярно проводимые заседания Президиума Госсовета ныне являются важными совещаниями для выработки стратегических решений в области социально-экономического развития страны.
Предпринятые новым Президентом России серьезные административно-организационные преобразования свидетельствовали о значительном укреплении исполнительной властной вертикали, усилении влияния центральных органов власти, ослаблении самостоятельной политической роли Федерального Собрания и в известной мере об ограничении политической самостоятельности органов власти субъектов РФ. Символами консолидации основных политических сил в стране, возросшего авторитета высшей исполнительной власти в лице В. В. Путина стало утверждение новым составом Федерального Собрания государственной символики современной России. 26 декабря 2000 г. Президент РФ подписал три конституционных закона - о гимне, гербе и флаге, а созданная рабочая группа для рассмотрения предложений о тексте государственного гимна (на музыку бывшего гимна СССР) утвердила обновленный текст Государственного гимна РФ, переработанного его бессменным автором - С. В. Михалковым.
Значительное место в деятельности Президента РФ занимали вопросы осуществления административной, военной, судебной и налоговой реформ. Немаловажное значение имели инициативы администрации В. В. Путина в области социально-экономических преобразований: реформа банковского сектора, жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризация "естественных монополий", прежде всего в сфере электроэнергетики и железнодорожного транспорта (РАО "ЕЭС" и РАО "РЖД", ныне преобразованные в открытые акционерные общества и получившие частные инвестиции). Наметившиеся тенденции к укреплению исполнительной вертикали власти в стране, усиление государственного контроля над политическими и социально-экономическими изменениями в обществе, "равноудаление" от власти олигархических группировок (так называемое "дело ЮКОСа") свидетельствовали о растущей роли и влиянии консолидирующейся политической элиты государства и доминировании "диктатуры закона" в развитии современной России.