Парламент
Палата лордов – верхняя и более древняя палата парламента. Исторически парламент возник именно как место совещания монарха с духовными и светскими лордами, имея своим прообразом королевский совет. Данная палата английского парламента – один из последних примеров ранее многочисленных наследственных и назначаемых законодательных учреждений.
До 2000 г. в состав Палаты лордов входило около 1200 членов (пэров).
В 1999 г. в результате реформы численность Палаты лордов была сокращена вдвое (из нее было исключено большинство наследственных пэров).
В состав Палаты лордов на 2012 г. входит около 650 членов, разделенных на четыре категории:
1) более 90 наследственных пэров, которые получили свое место в палате по наследству и передадут его по наследству.
Они являются носителями старинных дворянских титулов герцогов, маркизов, графов (эрлов), виконтов и баронов, которые одновременно с местом в палате и земельными владениями передавались в соответствии с правилами майората. Несмотря на кажущуюся глубокую древность титулов, лорды в огромном большинстве являются потомками лиц, получивших их за последние 200 лет. Право пожалования в наследственные лорды является прерогативой монарха, который при этом использует не новые титулы, а выморочные, ранее принадлежавшие пресекшимся дворянским фамилиям.
Получение наследственного пэрства являлось выдающимся отличием для видных политических и военных деятелей, реже – известных бизнесменов и деятелей культуры. Долгое время считалось, что наследственный пэр не может отказаться от права заседать в палате. До конца XIX в. это правило не вызывало заметных неудобств, так как министры, в том числе первый, могли принадлежать к любой из палат. По мере повышения политического веса Палаты общин постепенно сложилось конституционное соглашение, согласно которому премьер-министром и министром финансов могут быть только члены Палаты общин. Именно в нижней палате идет реальная законодательная работа, формируется репутация политических деятелей, поэтому переход в Палату лордов успешного политика мог бы повредить его карьере. Акт 1963 г. ввел еще одно новшество – заседать в Палате лордов было разрешено женщинам, унаследовавшим соответствующий титул (пэрессы по собственному праву). Ранее женщины могли наследовать титул и имущество, но нс право заседать в палате;
2) пожизненные пэры, назначаемые в соответствии с Актом о пожизненных пэрах 1958 г. Подобный статус стали получать представители политической, экономической и культурной элиты. Создание института наследственных пэров не только позволило поощрять выдающихся представителей английского народа, но и создало форму почетной отставки для многих бывших министров, спикеров Палаты общин, высших судей и т.д., которые отошли от активной профессиональной деятельности. Появление в составе Палаты лордов известных государственных и общественных деятелей оживило ее работу, почти прекратило разговоры о необходимости ликвидации палаты как таковой.
Новую крупную реформу Палаты лордов в 1999 г. осуществило лейбористское правительство Т. Блэра. Наследственные лорды вынужден были покинуть ее. Здесь остались только лорды, назначенные или заседающие по праву своей должности.
В настоящее время насчитывается более 500 назначенных королевой пожизненных пэров (за выдающиеся заслуги перед Великобританией), не имеющих права передавать титул по наследству (известные парламентарии, ученые, бывшие премьер- министры. Так, бывший премьер-министр М. Тэтчер после ухода в отставку получила титул баронессы и стала пожизненным членом Палаты лордов).
Каждый год число пэров увеличивается, так как дважды в год (21 апреля – в день рождения королевы и 25 декабря – в Рождество Христово) королева жалует очередные дворянские титулы тем, кто отличился перед страной;
3) ординарные лорды по апелляции, назначаемые пожизненно. Палата лордов традиционно исполняла функции верховного суда. Усложнившееся законодательство и увеличенный объем судопроизводства потребовали усиления ее квалифицированными юристами, которые, однако, не могли претендовать на честь стать наследственными лордами. Первая попытка назначить пожизненного лорда-юриста была предпринята в 1856 г., когда лорды отказались признать подобное новшество и принять его в свой состав. Королеве Виктории пришлось даровать судье титул и ввести в палату в качестве наследственного пэра. Однако настоятельная потребность в лордах-юристах сломила сопротивление палаты, и с 1882 г. подобные назначения представителей высших английских судов стали регулярными.
Судебная палата лордов насчитывает более 20 членов. Формально судебные лорды не выносят окончательный приговор, а только разъясняют палате существующие законы и представляют свое заключение по делу. Тем не менее лорды должны согласиться с ним.
Руководит работой Палаты лордов лорд-канцлер, он же глава судебной власти. Лорд-канцлер – это министр правительства, который не избирается палатой, а назначается королевой по представлению премьер-министра (еще одна уникальная черта британского парламента – одной из палат парламента руководит министр);
4) представители англиканской церкви – 26 духовных лордов.
Таким образом, на сегодняшний день Палата лордов из наследственной фактически превратилась в назначаемую монархом (за особые заслуги). Ее членами пожизненно становятся люди, имеющие заслуги перед Великобританией, но титул по наследству не передают.
Палата общин
Современный английский парламент – это преимущественно Палата общин (House of Commons). В настоящее время она насчитывает более 600 членов, выбранных по принципу относительного большинства. Выборы проводятся в один тур по мажоритарным округам всеобщим, прямым и равным голосованием. Депутатский мандат получает кандидат, набравший в округе относительное большинство голосов.
Важнейшие функции Палаты общин:
– решение важнейших вопросов внутренней политики страны;
– принятие законов (актов);
– принятие бюджета;
– контроль за деятельностью правительства.
Палата общин избирается:
– народом (право избирать имеют граждане Великобритании, достигшие 18 лет, а также проживающие в Великобритании граждане Ирландии и Содружества);
– по мажоритарной системе относительного большинства (т.е. по одномандатным избирательным округам; для избрания необходимо набрать относительное большинство голосов – больше, чем каждый соперник в отдельности, кворума не требуется);
– на пять лет, но может быть досрочно распущена королевой (только два состава парламента (т.е. Палаты общин), 1987– 1992 гг. и 1992–1997 гг., проработали полный пятилетний срок – все остальные парламенты, избиравшиеся в послевоенное время, были досрочно распущены королевой).
Не могут стать депутатами лица, осужденные за государственную измену, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями, банкроты. Поражаются в своих избирательных правах и лица, виновные в нарушении выборного законодательства. Они могут быть лишены права избираться в Палату общин на длительный (до 10 лет) срок.
Лишение избирательных нрав вышеперечисленных категорий носит универсальный характер. Одновременно существует список должностей, занятие которых несовместимо с депутатским мандатом. Их перечень содержится в Акте о дисквалификации членов Палаты общин 1975 г. Это высшие судьи, гражданские чиновники, военные, находящиеся на действительной службе. Напротив, и в этом смысл парламентского правления, министры нс только могут, но и обязаны быть членами парламента. Это объясняется необходимостью давать личные объяснения в парламенте, доступ в который посторонних лиц ограничен. Однако если премьер-министр желает привлечь в свой кабинет не члена парламента, он может или найти для него вакантный округ, где избиратели традиционно голосуют за данную партию, или добиться от монарха назначения его лордом. До XX в. министры в равной степени могли принадлежать как к верхней, так и к нижней палате. Сейчас в большинстве своем они коммонеры. Как отмечалось, глава правительства и министр финансов должны быть ими обязательно.
С 1715 г. срок полномочий парламента составлял семь лет, с 1911 г. – пять лет, но парламент относительно редко вырабатывает полный срок. Правительство, от которого зависит решение данной проблемы, может объявить досрочные выборы, стремясь провести их в наиболее выгодный для правящей партии момент и тем самым продлить свое нахождение у власти.
Права парламентариев подробно описаны в известном трактате Эрскина Мэя, являвшегося в середине XIX в. клерком Палаты общин. Книга многократно переиздавалась и приобрела практически официальный характер. Среди постоянных правил интересными и поучительными являются следующие:
– кворум Палаты общин составляет 40 человек;
– коммонер (депутат) не может выступать дважды по одному вопросу, он не может читать речь, но только заглядывать в заметки;
– запрещается называть во время дебатов другого члена парламента по имени, делать персональные выпады;
– во время заседания запрещается читать книги и газеты;
– если спикер или ведущий заседание (председатель путей и средств) встает, дебаты следует прекратить, а в палате должна установиться тишина;
– спикер или ведущий заседание могут предложить любому покинуть палату; ему в этом помогает сержант.
Наиболее важные стороны парламентской деятельности постепенно были урегулированы статутами. В первую очередь это коснулось избирательного права (Акты о народном представительстве 1832, 1867, 1884, 1918, 1928, 1949, 1969, 1983 гг. и др.) и взаимоотношения палат (Акты о парламенте 1911 и 1949 гг.).
Высшим должностным лицом палаты является появившийся еще в XIII в. спикер, значение и традиционно высокий престиж которого подчеркиваются рядом внешних отличий. Спикер руководит заседаниями, сидя в высоком кресле, облаченный в парик и мантию. Все выступления начинаются с обращения к "Господину спикеру". Депутаты, даже министры, при встрече с ним обязаны кланяться. У спикера три главные функции: он представляет палату во взаимоотношениях с монархом, другими государственными учреждениями, гражданами, руководит дебатами здесь и, наконец, является высшим руководителем аппарата ее служащих.
Главное требование к спикеру – политическая беспристрастность. Он рассматривается как представитель всей палаты, а не партии, которая в свое время выдвинула его на этот пост. Поэтому после избрания он выходит из своей партии. Спикер нс участвует в дебатах и голосует только тогда, когда голоса разделились поровну. Даже на выборы он идет как спикер, а не как представитель определенной партии.