Парадоксы интерпретации сущности межнациональных отношений в России
После революции 1917 г. под воздействием точки зрения В. И. Ленина несколько поколений советских людей воспитывалось на установке "Царская Россия – тюрьма народов", прочно вошедшей в их общественное сознание, во все школьные и другие учебные издания, в научные работы. "Нигде в мире нет такого угнетения большинства населения страны, как в России, – писал он в 1915 г., – великороссы составляют только 43% населения, т.е. менее половины, а все остальные бесправны, как инородцы. Из 170 млн населения России около 100 млн угнетены и бесправны"[1].
Весомую лепту в развитие стереотипизированного образа внес и сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)", который длительное время был официальным учебником в вузах и во всех формах политического образования в СССР. "Царская Россия была тюрьмой народов, – говорилось в нем. – Многочисленные нерусские народности царской России были совершенно бесправны, беспрестанно подвергались всяческим унижениям и оскорблениям. Царское правительство приучало русское население смотреть на коренные народности национальных областей как на низшую расу, воспитывало презрение и ненависть к ним"[2].
Здесь присутствует очевидная подмена фактов, манипуляция сознанием советских людей. Россия, как и многие зарубежные государства, была многонациональной страной, но отношения между народами здесь не носили сугубо антагонистического и непримиримого характера. Политика царских властей, заключавшаяся, с одной стороны, в стремлении упрочить свое господствующее положение во всех регионах страны, а с другой – в желании не оттолкнуть от себя коренные народы, которые приносили казне немалые прибыли, способствовала установлению в стране хотя и не безоблачных, но все же более-менее конструктивных отношений. Не в меньшей, если не в большей степени этому благоприятствовало осознание людьми из разных этнических групп пользы и выгоды от взаимных контактов. Выигрыш этот проявлялся прежде всего от того, что представители разных этносов многому учились друг у друга.
Положение и взаимоотношения народов России не было таковым, каким его пытались представить большевики. Последние в интересах завоевания ими полноты власти в стране перевернули национальный вопрос с ног на голову.
Россия вплоть до последней четверти XIX в. была многонациональной страной. Основу ее социальной структуры составляли два сословия: крестьянство и дворянство, основа взаимоотношений между которыми регулировалась крепостным правом. Последнее как порождение феодализма существовало в той или иной форме и в других европейских государствах, хотя возникло и было отменено там раньше. Но бремя крепостного права в огромной многонациональной России несло в основном русское, украинское, белорусское, литовское, латвийское и эстонское население.
Народности Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока его почти не испытывали. Они находились в более выгодных условиях, так как обладали личными правами и относительной хозяйственной самостоятельностью. А некоторые народы, например башкиры, калмыки, ногайцы, до середины 30-х годов XIX в. почти не несли вообще никаких повинностей либо несли их в значительно меньшем объеме, чем русское население.
Что же касается второго основного сословия России – дворянства, то оно по своему этническому происхождению наполовину имело нерусские корни: в нем силен был тюркский, особенно татарский компонент. Армянские, грузинские, азербайджанские и другие дворяне имели те же права, что и этнические русские.
В дооктябрьской России нс было законов, ограничивающих права граждан в зависимости от национальной принадлежности, которая официально и не фиксировалась. В документах отмечались только подданство и вероисповедание. Национальный состав России по первой общероссийской переписи 1897 г. определялся по родному языку того или иного жителя.
В России была государственная религия. И, следовательно, не было равноправия конфессий. Господствующее положение занимала православная церковь, которая, что было исторически обусловлено, сыграла выдающуюся (главным образом, патриотическую) роль в становлении и укреплении единого Российского государства и которая не способствовала нагнетанию межнациональной напряженности, а наоборот, стремилась ее не допустить. В России никогда не было религиозных войн. Другие конфессии – в большей степени ислам, в меньшей – буддизм, католицизм и различные верования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока – всегда мирно сосуществовали в стране с православием. Все они в отдельности формировали определенные особенности мировосприятия, мышления, традиции жизни и поведения людей, их исповедовавших.
Национальный вопрос как форма отношений, доставляющая беспокойство людям и настраивающая их друг против друга, таким образом, практически не существовал в России[3].
Россия – самая нешовинистическая страна в мире.
Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины.
Россия – самая небуржуазная страна в мире, в ней нет того крупного мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе.
Россия – страна бытовой свободы, неведомой народам Запада...
Η. Л. Бердяев
Более того, если и были какие-то межнациональные трения, то они практически всегда регулировались мирными и приемлемыми для всех народов средствами и способами. И хотя в различных регионах царской России периодически возникали местные конфликты между представителями тех или иных национальностей, они являлись в большинстве случаев результатом бытового или психологического несоответствия их традиций и привычек. Или же были следствием своеобразного влияния исторического развития разных народов, когда между ними в течение длительного времени накапливались определенные обиды, влиявшие па национальное сознание и вызывавшие обострения напряженности в межнациональных отношениях, которые властями быстро нивелировались.
Несколько изменилось положение вещей в России в XX в. После революции 1917 г. было введено национально-территориальное деление страны. Но в СССР, стремившемся закрепить дружбу всех народов, в нем проживающих, межнациональные эксцессы пресекались в зародыше. Они стали возникать накануне и после его распада как следствие проявления возрождающегося национального самосознания представителей некоторых этносов и определенной, неправильно истолкованной националистически настроенными лидерами регионов, демократической вольницы, провозглашенной в начале 90-х гг. прошлого века.
Следует принимать во внимание и тенденцию глобализации, начавшую набирать силу в начале XXI в. во всем мире. И если предыдущие два тысячелетия были периодом обособления государств и народов, то в будущем они так или иначе пойдут по пути кооперации и объединения, что, безусловно, будет вызывать напряженность прежде всего в межнациональных отношениях. Не избежать этого и России.
И, наконец, нельзя не учитывать социально-экономические и социально-психологические процессы, происходящие в нашей стране, начиная с 1991 г. Они достаточно своеобразны. Растет пропасть между городом и деревней, между центром и периферией (регионами). В первых есть хорошо оплачиваемая работа, перспективы для карьерного роста и обеспеченного проживания. Во вторых почти полностью отсутствуют условия для нормальной жизни и труда, население сильно постарело, процветают пьянство, наркомания и воровство.
Изменилась коренным образом социальная структура российского общества и его нравственные устои. Страну разъедают не только зарвавшиеся чиновники и олигархи, но еще и появившиеся у многих ее представителей неверие в свое будущее, даже в своих близких, подозрительное отношение ко всем без исключения окружающим, в том числе к тем, кто другой национальности. Люди (особенно молодое поколение) начали утрачивать понимание того, что такое добро, забота о других и любовь. Отношения между ними стали жесткими, часто негативными. Обостряются конфликты между представителями разных поколений в социуме и его составляющих компонентах, затрагивая даже его начальные ячейки. Многие россияне теряют значимые социальные ориентиры, утратили представления о реальных критериях в оценке жизненных ценностей, деградируют в моральном смысле. То, что раньше считалось неэтичным, сегодня воспринимается как нечто вполне приемлемое. Теперь в одном ряду стоят профессии: токарь, физик, проститутка, бандит, мошенник. Молодые мамы легко выбрасывают, продают или даже убивают своих детей, подонки не просто обворовывают людей, а выбирают для этого самых беспомощных из них.
Все это вместе взятое порождает неготовность современного человека в нашей стране к трудностям и сложностям сегодняшней жизни, ее повышенным физиологическим и социально-психологическим нагрузкам, вызывает депрессию, приводит к появлению неоправданной агрессивности по отношению к окружающим, межнациональным трениям, способствует нарастанию моральнопсихологической напряженности в обществе в целом и возрождению национализма и шовинизма у отдельных его представителей[4].
Однако Россия неоднократно в своей истории переживала подобные социальные и экономические потрясения, выходила из них возрожденной и одухотворенной, а ее многочисленные народы преодолевали возникавшие на пути их становления и развития трудности благодаря проявлению лучших черт их национальной психики.
Завидую внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 г. стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества...
В. Г. Белинский
Однако Россия и ее люди непредсказуемы!
У замечательного русского и украинского писателя Н. В. Гоголя есть в его размышлениях над судьбой страны замечательная фраза: "Русь – куда ж несешься ты?", – вопрошает он. И дальше отвечает сам себе: "Не дает ответа!"
Разве кто-нибудь мог предположить, что большевики победят в России в 1917 г. и их правление будет продолжаться более 70 лет?
И. В. Сталин, находясь в 1916 г. в ссылке в Туруханске, не мог и подумать, что через год он будет свободно ходить но Кремлю и, будучи освобожденным от армии по болезни (у него была сухая рука), станет генералиссимусом Советского Союза.
Б. Н. Ельцин, в 1988 г. приехав в Москву из Сибири, не мог и подумать, что с ней с его помощью станет через три года.