Парадигма взаимодействия творческой личности и общества
Сформировавшаяся уже определенным образом субкультура современного российского интернет-сообщества является, на наш взгляд, основой для формирования информационной культуры общества в целом, поскольку включает в себя соответствующие нормы и ценности. Перечислим их: уважение свободы слова и плюрализма мнений, наличие устойчивого собственного мнения, сформированного на базе информации из множества разнообразных источников, высокая скорость массовых коммуникаций, высокая избирательность и активность участников массово-коммуникационного процесса, рациональность, независимость, оптимизм.
Во многом именно под воздействием Глобальной сети значительно изменяется не только ОГЛАВЛЕНИЕ традиционных СМИ, но и социальные роли участников массово-коммуникационных процессов, структура социальной стратификации, интенсивность социальной мобильности. Имеются основания полагать, что развитие Интернета благоприятно влияет на становление и развитие открытого общества в России.
А творчество в целом и диалогичность как основной его атрибут являются необходимыми условиями жизнеспособности журналистики. Именно диалогичность дает возможность сфокусировать внимание как на социально-психологических приемах активизации аудитории, привлечения ее к участию в данном акте, со-творчеству, так и на решении журналистами в новых условиях задач сугубо профессионального уровня. Какие же перспективы развития новых информационных технологий и научно-практического знания об эффектах их внедрения в повседневную практику ожидают нас? Попытаемся спрогнозировать.
Проблема формирования и развития профессиональной культуры журналиста является сегодня, как мы уже отмечали, наиболее актуальной для журналистского корпоративного сообщества. Ибо современная практика преподносит все новые и новые примеры именно журналистского бескультурья. Очень уж противоречивым получается это развитие.
Никто, наверное, не будет оспаривать тот факт, что в целом профессиональная культура журналистов как феномен в отечественной теории массовой коммуникации не изучена в полной мере. Па наш взгляд, это было обусловлено рядом причин. Во-первых, отсутствием соответствующей методологической концепции, общенаучных парадигм для обобщения огромного, но по сути разрозненного массива теоретического и эмпирического материала по данной теме. Во-вторых, междисциплинарным характером большинства проблем, требующих рассмотрения в ходе подготовки книги на данную тему или даже серии книг. В-третьих, трудности, безусловно, связаны с тем, что только на теоретическом уровне эти проблемы проанализировать в полной мере невозможно, а для получения соответствующего эмпирического материала (прежде всего от журналистов-практиков) нужно много времени, организационных и финансовых затрат. В-четвертых, мы твердо уверены, что системное изучение феномена профессиональной культуры в вузе возможно только в рамках учебного комплекса, состоящего из базовой монографии, хрестоматии и ряда практикумов. В-пятых, без мультимедийного материала, применения новых информационных технологий, обеспечения любому желающему свободного доступа к наработанным по данной проблематике информационным ресурсам реализация подобного проекта в современных условиях будет просто неэффективной. В-шестых, к сожалению, в целом данное направление в научной и учебнометодической деятельности высших учебных заведений, готовящих журналистов, до сих пор представлено слабо. Во многом это связано с тем, что уровень подготовки преподавателей по данной проблематике не соответствует требованиям времени.
Глубокие изменения, происходящие в мире, порождают серьезные трудности и противоречия различных типов, когда к ним подходят с точки зрения лишь традиционной организации того или иного вида профессиональной деятельности и управления. Ведь развиваются не только новые технологии, но и стиль управления, новая парадигма взаимодействия творческой личности и общества, постоянно совершенствуются аксиологические принципы. Это и должно стать логикой профессиональной культуры журналистов, этим в первую очередь и должно быть обусловлено, на наш взгляд, ОГЛАВЛЕНИЕ книг, посвященных этой актуальнейшей проблеме.
Повторим, нельзя рассматривать будущее журналистики и ее творческие аспекты без учета развития новых информационных технологий[1]. Попробуем заглянуть в ближайшее будущее нашей профессиональной деятельности не только крупных федеральных и областных СМИ, но и массмедиа, транслирующих контент в небольших городах России, где, конечно же, совершенно иные организационные и финансовые возможности. Такое ли безоблачное у них будущее, и есть ли там место индивидуальному творчеству журналиста?
Развитию сети Интернет посвящаются сегодня многие и многие прогнозы. Иногда они похожи на реальность, иногда – на страницы фантастического романа или киносценария. Так, к примеру, в одном из номеров журнала Quill, издаваемом американским Обществом профессиональных журналистов, были сделаны прогнозы о том, какую участь Интернет готовит журналистам-газетчикам, а также всем тем, кто привык прежде всего читать прессу (см. мнение Д. Коула в конце этого параграфа).
На наш взгляд, пока бесспорен тот факт, что, вопреки досужим рассуждениям, газеты будут печататься и в будущем. Но это будет лишь одним из возможных способов доставки востребуемого аудиторией контента. Хотя результаты психологического исследования, проведенного Хьюстонским университетом в 2014 г. и опубликованного под названием "Читающие на бумаге запоминают больше читающих в интернете" в Newspaper Research Journal[2], свидетельствуют: читатели, отказавшиеся от печатных новостных публикаций в пользу новостей в Сети, зачастую не подозревают о негативных последствиях данного решения. Результаты многочисленных экспериментов доказывают, что читающие печатные новости не только прочитывают, но и запоминают больше тех, кто знакомится с новостной информацией в электронном виде. "По мере того, как американцы все чаще узнают новости из интернет-газет, и все реже – из печатных изданий, возникают новые вопросы, касающиеся различий между этими двумя подходами к чтению", – заявил Артур Д. Сантана, адъюнкт-профессор факультета коммуникаций, возглавлявший исследование. Для запоминания прочитанного печатные газеты, в общем и целом, являются более эффективными носителями, чем электронные.
Сантана предлагает ряд объяснений этих различий в запоминании. Он, в частности, убежден, что читатели электронных материалов скорее рассматривают статьи, чем вникают в них, в то время как читающие на бумаге подходят к материалу более основательно. "Природа Интернета как носителя, фактически вобравшего в себя все остальные, позволяет использовать его для самых различных целей, включая коммерцию, общение, игры и, конечно, передачу новостей. В то же время газеты, как правило, предназначены в основном для новостных материалов. Поэтому, выбирая для себя какой-то конкретный носитель, пользователи уже заранее настроены на то, что можно ожидать. Новость в Сети, в отличие от печатной новости, эфемерна – она может появляться и исчезать без предупреждения, и таким образом, рассеивает внимание. Она также может создавать впечатление, будто заметки и заголовки, склонные исчезать, не достойны запоминания", – подытожил исследователь.
Вместе с тем трудно спорить с тем фактом, что медиарынок все более уверенно завоевывают он-лайн газеты, а также сетевые издания. Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю обновляется в них информация. А как это меняет систему взаимоотношений между читателем и издателем? Известнейший аналитик Дэвид Коул дает следующие ответы на этот важнейший для практики СМИ вопрос.
"Во все времена издатель диктовал свою волю читателям: “Вы получаете газету только после того, как мы решили ее напечатать”. В самом деле, можно ждать утром почтальона, вставать днем в очередь к газетному киоску или забирать вечером почту из газетного ящика. Но никто нс может взять в руки свежую газету раньше, чем отгремят типографские машины в положенное (по мнению издателя) время. Должен ли читатель страдать от того, что ему захотелось почитать свежих новостей в 3 часа ночи, в 9 утра или в 9 вечера? Теперь читатель диктует свои условия производителям новостей. Он заходит в Интернет и просматривает самую свежую к этой минуте информацию"[3].
Далее он рассуждает о том, что еще одно решение проблемы – различного мини-компьютеры (сегодня это телефоны, планшеты). Они ведь всегда находятся под рукой, благодаря им можно непрерывно получать информацию. Другое дело, что формат этих устройств и особенное программное обеспечение требуют, чтобы на них поступала информация, отличная от предназначенной для обычных персональных компьютеров.
Тем не менее большинство экспертов согласны с Д. Коулом в том, что при всех технологических новшествах суть журналистского труда вряд ли сильно изменится. По-прежнему необходимо будет уметь хорошо писать, отделять главное от второстепенного и т.д.
Другой эксперт, специалист в области компьютерной журналистики Дженифер Лефлер замечает, что сегодня мало кто из журналистов использует компьютер исключительно для набора текста. Ведь как выглядит сейчас чаще всего работа журналиста-профессионала? Ручки и блокноты используются крайне редко. Широко распространены цифровые устройства для записи текста, голоса, видео. "Интересно, каким может быть в этом случае следующий этап работы. Придя с задания, журналист прежде всего напишет небольшой, в 50 слов репортаж для миниатюрных карманных компьютеров и отошлет его потребителю. После этого напишет расширенный, слов в 200, материал для обычного веб-сайта и разместит его там, попутно выбрав и разместив необходимые аудио- и видеофайлы. И только после этого сядет за работу над большим “кирпичом” в тысячу слов для печатной версии газеты. А тут подоспеет время обновить репортаж для карманных, а потом и настольных компьютеров"[4].
На самом деле, как свидетельствует новейшая практика, ничего уникального уже сегодня в этих прогнозах нет. Более того, так уже работают многие отечественные и зарубежные массмедиа. К примеру, "Вечерний Екатеринбург", после того, как вышел с электронной версией в Глобальную сеть, расширил свою аудиторию за счет молодежи, число которой ранее было мизерным. Радиостанция "Эхо Москвы" выяснила в ходе опросов, что довольно значительная часть слушателей в силу ряда причин (прежде всего занятости во время эфирных трансляций) обращаются не к аудио-, а к текстовым версиям интервью. Получается, что журналистика обретает вид непрерывной трансляции, постоянно обновляющихся текстов и заголовков. К тому же радио и телевидение вторгаются в сферу печатных массмедиа. Можно ли сказать, что наступает новая эра журналистики, с трудом делящейся по типологическому признаку, когда периодические издания работают в режиме реального времени и используют, наравне с радио и телевидением, как привычный текст, так и видео- и аудиоматериалы?
Если говорить о конкурентных преимуществах, то более востребованными будут журналисты, умеющие пользоваться новой техникой и новыми технологиями лучше и эффективнее других. Так что журналистика, изначально гуманитарная профессия, постепенно становится технической, и можно говорить о родственности если не физики с лирикой, то лирики с кибернетикой – они станут журналистам в равной степени родными и насущно необходимыми дисциплинами.