Папская власть

В то время как светская власть была раздроблена враждующими феодалами, Церковь стала оплотом относительной стабильности. Постепенно шло укрепление духовной власти; церковную жизнь каждого города или области возглавляли епископы. Самой большой ответственностью и властью обладали епископы крупнейших городов Римской империи. Большим авторитетом пользовался римский епископ, которого впоследствии стали называть папой. В VI в. Лев I объявил, что все папы – это апостольские наследники Петра, "камня", на котором Иисус согласно Евангелию, должен был основать Церковь. По инициативе папы Льва I римский император выпустил указ, согласно которому христиане должны были подчиняться авторитету римского епископа как наследника Петра.

Самым могущественным правителем Церкви в эти ранние века был Григорий I Великий, или Двоеслов (ум. в 604 г.). Получив богатое наследство, он пожертвовал свое состояние на основание монастырей и питание нищих. Страдая от болезней и стремясь к тихой монашеской жизни, он все же согласился стать папой в период эпидемий, наводнений и военных вторжений. В такой обстановке ему удавалось обеспечить материальные нужды бедняков, укрепить дисциплину среди духовенства (включая установление западного эталона безбрачия для священников), обновить литургию (его именем названо григорианское пение) и вновь сделать Церковь достойным, справедливым установлением, носителем высоких духовных идеалов.

Со временем панство обрело огромную власть. Начиная с VIII в. одобрение стало обязательным для подтверждения Божественного права феодальных королей. В IX в. Церковь обнародовала старые и новые документы, утверждающие иерархическую власть папства над Церковью, а Церкви над обществом. Те, кто не соглашался с этим, подвергались угрозе отлучения от Церкви. Исключение из участия в таинствах было ужасным наказанием, лишающим человека церковного покаяния (таким образом отрезая ему путь в Царство Небесное после смерти), а также преимуществ, которые дает Церковь светской власти. Под эгидой Церкви были организованы крестовые походы, войны в защиту веры, в которых жестокому обращению с "неверными" не ставилось никаких границ. В конце VII в. папа Григорий VII выдвинул беспрецедентные требования. Папа, как он утверждал, является наместником Бога и потому не подчиняется никакой светской власти. Папа обладает правом низлагать императоров; земные правители должны целовать ему ноги.

Централизация церковной власти стала главным объединяющим фактором в Европе раннего Средневековья. В период примерно между 800 и 1100 гг. королевства рушились под натиском викингов с севера и мадьяр – с востока. Ради военной защиты крестьяне отдали свою свободу феодалам. Последние в свою очередь начали воевать между собой, и в наступившем хаосе люди смотрели на папу как на единственный источник порядка и власти.

Церковь и государства время от времени враждовали друг с другом за господство, при этом папы то поддерживали светских правителей, то одерживали над ними верх, то низлагались ими; также папы втягивались в борьбу ради целей, не имевших ничего общего с религией. В папстве существовали определенные ограничения, например, папу должен был избирать конклав кардиналов, и эта должность не могла передаваться по наследству.

В XIII в. возникла инквизиция. Истоки этого орудия устрашения можно найти в идее Августина Блаженного, заключающейся в том, что еретиков следует сдерживать во имя их же собственного спасения, из любви к их душам. Но если Августин считал штраф и тюремное заключение достаточной мерой, чтобы помочь людям изменить свои убеждения, средневековые инквизиторы порой подвергали еретиков пыткам и сжигали их на кострах, чтобы отвратить всех прочих от опасных взглядов. В настоящее время некоторые ученые считают, что рассказы о том, будто инквизиция нагоняла ужас на все население, явно преувеличены и придуманы противниками католичества во времена протестантской реформации.

Хотя папство было сильным, оно часто оказывалось вовлеченным во внутренние политические распри. В XIV в. папы оставили свою традиционную резиденцию в неспокойном Риме и переместились в более тихое место – французский город Авиньон. Там они создали изощренную административную структуру, которая все чаще стала вмешиваться в мирские дела. После того как папский престол был возвращен в Рим, претендующий на роль реформатора папа Урбан прибег к тактике террора для достижения своих целей. Он подверг пытке и казнил пятерых кардиналов. Многие отказались подчиняться его власти и на некоторое время стали сторонниками "антипапы", которого возвели на престол в Авиньоне.