Пандемониум

Многообразен по природе и функциям пандемониум германцев. Большая категория существ выполняет роль спутников богов. Свита Одина наиболее многочисленна. Одно из имен Одина – Бог воронов: "два ворона сидят у него на плечах и шепчут на ухо обо всем, что видят или слышат"[1]. Имена вещих воронов – Хугин (Думающий) и Мунин (Помнящий). Боевой спутник Одина – восьминогий чудесный конь Слейпнир (Скользящий). На поле боя скачущий на Слейпнире Один появляется вместе с Фригг и валькириями. Валькирии – девы смерти: Христ (Потрясающая), Мист (Туманная), Хильд (Битва), Труд (Сила), Хлёкк (Шум битвы) и др.[2] "Один шлет их во все сражения, они избирают тех, кто должен пасть, и решают исход сражения"[3]. В Вальхалле девы прислуживают пирующим героям-эйнхериям, воинам Одина, обносят их яствами, цедят пиво. Во дворце Одина эйнхерии опиваются медом, текущим из вымени чудесной козы Хейдрун, развлекаются состязаниями – нет пределов блаженству воинов, но когда придет час последней битвы с демонами им суждено выступить рядом с Одином, чтобы вместе погибнуть. Вороны, валькирии, эйнхерии – лишь часть свиты Одина. У других богов – свои помощники.

О норнах, духах судьбы, сказало, что "некоторые из них ведут свой род от богов, другие – от альвов и третьи – от карлов"[4]. Карлики, цверги, составляют очень значительную категорию германского пандемониума. Карлики – хтонические существа, связанные прежде всего с подземными богатствами и сокровенной мудростью. "Карлики зародились сначала в теле Имира, были они и вправду червями. Но по воле богов они приобрели человеческий разум и приняли облик богов. Живут они, однако ж, в земле и в камнях"[5]. Некоторые цверги противостоят асам, другие добровольно или вынужденно действуют на руку богам. Четыре карлика, Восточный, Западный, Северный и Южный, при устроении мира были посажены богами по четырем сторонам света поддерживать небосвод, череп Имира. Карлики Фьялар и Галар, убив Квасира, носителя великой мудрости, и смешав его кровь с медом, изготовили священный напиток – мед поэзии, даровавший вдохновение и мудрость. Большая группа цвергов (черных цвергов или черных альвов) в своих подземных кузницах кует чудесные предметы. Карлики-кузнецы изготовили великие сокровища асов – Гунгнир, копье Одина, которое разит, не зная преграды, Скидбладнир, корабль, которому всегда дует попутный ветер, Мьёлльнир, молот Тора, разящий без промаха, Драупнир, золотое кольцо, испускающее из себя другие кольца. "Приговор богов гласил, что молот – лучшее из всех сокровищ и надежная защита от инеистых великанов"[6].

Инеистые великаны (хримтурсы) – исполины, населявшие мир до рождения асов, извечные противники богов, почти не уступающие асам в мудрости и силе. Хримтурсы вместе с другими великанами (ётунами), воплощавшими первозданные стихии, входят в состав внушительной по численности и мощи категории противобожественных сил. Великаны населяют Утгард и Ётунхейм, "страну ётунов". Сонмище демонов включает также троллей, чудовищных исполинов, среди них особо выделяется гигантский пес, который в конце времен похитит солнце и осквернит кровью трупов жилище богов[7]. "Младшая Эдда" называет его Лунный пес, он – из рода Фенрира, демонического волка. В океане, кольцом опоясывая землю, до поры лежит Мировой змей, которому суждено подняться из бездны в час битвы с богами. На юге, в стране Муспелль (в Муспелльхейме), пребывает самый страшный демон – Сурт (черный), "в руке у него пылающий меч, и когда настанет конец мира, он пойдет войною на богов и всех их победит и сожжет в пламени весь мир"[8]. У Сурта свое воинство – "сынов Муспелля", излучающих дивный свет и пламя.

Во мраке, "вниз и к северу" от обитаемых земель находится девять миров мертвых – хель, в котором правит великанша Хель, некогда низвергнутая Одином в Нифльхейм, "темную страну". Хель, хтонический демон, "наполовину синяя, наполовину – цвета мяса, и ее легко признать потому, что она сутулится и вид у нее свирепый"[9]. К ней отправляются те, кто умер от болезни и старости. Мертвецы, "спутники Хель", ко времени последней битвы богов и демонов поднимутся из хеля и примкнут к демоническому воинству.

Кроме великанов, карликов, чудовищ и прочей тератоморфной нечисти, германский пандемониум включат ведьм и колдунов. Прочно среди германцев держалась вера в оборотней, особый страх вызывали верволъфы – люди, по ночам будто бы оборачивающиеся волками. В пандемониум входили духи природы – водных источников, рощ и деревьев, полей, злаков, а также духи-покровители хозяйственных занятий, домашние божества.

Пантеон и пандемониум соотносились друг с другом посредством Иггдрасиль. При корнях, стволе и ветвях священного дерева располагашсь сферы обитания богов, демонов и людей, образуя единую картину мироздания.