Память

В свете энергоинформационной теории память предстает как возбужденное состояние отдельных групп нейронов, разблокированная в данный момент программа. Она может находиться в любой части мозга. Память связывает нас с прошлым, позволяет ориентироваться в настоящем, заглядывать в будущее. Сегодня мы уверенно можем отвечать на многие вопросы, связанные с памятью.

Где находится память? В древности высказывалось предположение, что процессы запоминания осуществляются в печени. Затем люди пришли к выводу, что памятные сведения оседают в костях черепа. Древнегреческий философ Сократ полагал, что в голове существует некая восковая табличка, на которой записывается вся необходимая информация. Сегодня известно, что за кратковременную память отвечает кора головного мозга, а за долговременную – гиппокамп (парная структура, расположенная в срединных височных отделах полушарий).

Постоянна ли память? Ученые пришли к выводу, что уменьшающееся с возрастом количество нейронов способно ухудшить качество работы мозга и нервной системы. Однако ухудшение памяти этим не предопределено. С учетом многочисленных связей, которые существуют в головном мозге, потерю нейронов с возрастом можно сравнить с потерей некоторого количества волос после мытья головы. Важно то, как будут работать оставшиеся нейроны.

Когда появляется память? В начале XIX в. считалось, что человек появляется на свет с мозгом, чистым, словно лист бумаги. Современные исследования показывают, что память эмбриона формируется уже через 20 недель после зачатия. Память четырехлетнего ребенка такая же, как у взрослого человека. Разница лишь в том, что она пока не развита.

У кого память лучше? Согласно последним исследованиям, наилучшие параметры памяти у 19-летних людей. Профессия оказывает влияние на память. Лучше других память сохраняется у артистов (благодаря постоянным тренировкам – заучиванию текстов), ученых (усиленно работают все отделы мозга) и пчеловодов (они употребляют продукты пчеловодства, которые богаты микроэлементами, способствующими улучшению памяти).

Имеет ли память генетические корни? С генетической памятью связан феномен дежавю (фр. deja vu – букв, "уже виденное"), когда мы помним нечто из "не нашей" прошлой жизни или попадаем в ситуацию, где у нас возникает мысль: "это уже было". Ученые провели эксперимент на крысах. Испытуемых животных пугали ярким светом. Потомство этих крыс не подвергалось подобным экспериментам, однако сохранило страх к яркому свету.

Как сохранить память? Считается, что соблюдая диету, мы очищаем организм, улучшаем его возможности, однако ученые выяснили, что однообразная, скудная пища не способствует быстрой работе памяти. Как свидетельствуют исследования, употребление алкоголя приводит к ухудшению памяти, особенно на лица. Американские ученые в опытах на мышах доказали, что чем быстрее животные забывают старую и ненужную информацию, тем лучше воспринимают новую. У людей-жаворонков максимальная продуктивность памяти наблюдается с 8 до 12 часов, у сов – с 20 до 24 часов.

Какие типы памяти существуют? Психологи выделяют три вида памяти.

1. Чувственная. Каждое наблюдение, каждая информация, воспринятая с помощью ощущений – зрения, слуха, запаха или прикосновения, проникает в мозг, где сохраняется в виде чувственной памяти. Например, зрительные наблюдения оседают в задней части коры мозга. Чувственная память способна охватить неограниченное количество информации, но, к сожалению, она непродолжительная.

2. Краткосрочная. Сюда попадают факты, которые представляются нам важными, нужными или интересными. Краткосрочную память иногда называют "дырявым ведром", потому что информация находится здесь около минуты. В кратковременной памяти может содержаться только 7 ± 2 сообщения одновременно, поэтому даже в высшей школе не следует давать сразу много информации для запоминания. Например, когда преподаватель английского языка одномоментно предлагает целую серию слов, студенты должны забыть первое, чтобы запомнить восьмое. Нужно преподносить знания порциями, чтобы дать возможность зарегистрировать их в памяти.

3. Долгосрочная. Это достаточно емкая память, но если она перегружена информацией, которая к тому же плохо систематизирована, то будут возникать проблемы с припоминанием фактов и событий. Один из недостатков данного вида памяти связан с тем, что студенты не всегда внимательно запоминают материал. Здесь может помочь такая техника: информацию, которую надо хорошо запомнить, нужно записать в различных частях мозга. Это метод ключевых слов, который используется для поиска информации в компьютере. Например, слово "информация" может быть размещено в нашей памяти в различных программах и закодировано по многим признакам – виду, важности, частоте обращения и т.д.

Что можно сделать, чтобы улучшить память? Увы, с годами память ухудшается, но процесс можно замедлить. Вот несколько важных советов для желающих добиться этого.

1. Думайте о хорошем. Первый враг памяти – плохое настроение и депрессия. Именно тоска, апатия, "черные" мысли делают нас забывчивыми и рассеянными. Зато улыбка и позитивные эмоции, наоборот, заставляют память работать лучше, так что чаще возвращайся к приятным воспоминаниям.

2. Слушайте музыку. Звуковые колебания вызывают альфа- и бета-волны мозга, которые стимулируют интеллектуальную деятельность. Благодаря им мы быстрее обучаемся и лучше запоминаем. Из всех направлений музыки отдавайте предпочтение классике.

3. Играйте в шахматы. Эта древняя игра развивает творческое мышление. В течение всей партии игрок сосредоточен на одной цели – победе, а значит, мозг ищет всевозможные пути ее достижения.

4. Ешьте морскую рыбу. Треть структуры мозга состоит из жирных ненасыщенных кислот, при недостатке которых у человека начинаются проблемы с памятью, воображением, вниманием. Для улучшения мыслительных процессов полезно есть жирные сорта рыб (скумбрия, сельдь, тунец), богатых полиненасыщенными жирными кислотами омега-3.

5. Будьте подвижны и активны. Чтобы не страдать забывчивостью, достаточно трижды в неделю полчаса посвящать упражнениям. Физическая активность усиливает кровообращение мозга, что улучшает память.

6. Варите картошку в мундире. Употребление пищи, богатой карбогидратами (крахмалами и сахарами), например обыкновенного картофеля, укрепляет память. Кроме того, под шкуркой картофеля скрываются запасы жирорастворимого витамина К.

7. Вдыхайте ароматы растений. Эфирные масла розмарина и шалфея снимают напряжение, делают голову ясной и улучшают память, а запах лимона и мяты помогает взбодриться и вернуть остроту восприятия. Купите аромалампу и время от времени проводите за рабочим столом сеансы ароматерапии.

8. Ешьте овощи и фрукты. Антиоксиданты, которые содержатся в них, укрепляют память и замедляют процесс старения мозга. Подкармливайте себя витаминными салатами.

9. Пейте больше воды. Она жизненно необходима для сохранения здоровья и живости ума. Если организм обезвожен, клетки не могут нормально функционировать, а это делает человека невнимательным и рассеянным. В день нужно выпивать не менее полутора литров жидкости.

10. Следите за гемоглобином. Железо помогает переносить кислород к мозгу. Когда уровень гемоглобина падает, ткани испытывают недостаток кислорода, что приводит к ослаблению памяти и усталости. Ешьте постное красное мясо, гречку, овсянку, яблоки – все это поможет пополнить организм железом. Чтобы проверить уровень гемоглобина, раз в год сдавайте общий анализ крови (норма гемоглобина -110–136 г/л).

11. Не забывай о витаминах. Они необходимы для успешной работы мозга и обмена веществ. Например, витамин С нужен для создания нейромедиатора ацетилхолина, который позволяет сохранить память острой, а витамины Е и А обеспечивают энергией клетки мозга и предотвращают болезнь Альцгеймера.

12. Не увлекайтесь похудением. Слишком суровая низкокалорийная диета может привести к потере не только веса, но и памяти. Ученые обнаружили, что информация в этом случае обрабатывается медленнее, а время реакции снижается. Гораздо продуктивнее перейти к рациональному питанию.

Как помочь мозгу запомнить? Облегчить запоминание помогут следующие приемы.

1. Усилить интерес. Учащемуся необходимо заинтересоваться, преподавателю – заинтересовать. Очень трудно запомнить знания, которые совсем не интересны. Сделайте их интересными.

2. Сосредоточиться. Когда мы слушаем урок, поглощенные своими собственными мыслями, мы практически не регистрируем никакой информации. Концентрация внимания – решающее условие запоминания.

3. Повторить несколько раз. Это техника удерживания информации в краткосрочной памяти. Если несколько раз повторить иностранное слово, то можно надеяться, что оно осядет в памяти. Простое, механическое повторение (так называемое поведенческое), облегчает удержание информации на короткое время. Для долгосрочного запоминания надо применить технику кодирования, которая заключается в том, что новое сообщение мы связываем с уже закрепленным в памяти. Желая запомнить какую-то дату, можно попробовать связать ее с событиями, которые мы хорошо помним.

4. Преобразовать информацию. Этот прием крепче, чем кодирование, связывает новые сообщения с теми, что уже имеются в памяти. Если детально проанализировать информацию и хорошо понять ее, она долго сохранится в памяти.

5. Использовать сверхобучение. Учить материал нужно и после того, как получено первое безошибочное его воспроизведение. Повторять информацию следует даже тогда, когда вы уверены,

что хорошо поняли и знаете ее, – это гарантирует крепкое и продолжительное запоминание.

6. Применять активные методы обучения. Такие методы делают возможным понимание, возбуждают эмоции и ощущения, благодаря чему облегчается запоминание материала. По этому поводу метко выразился Конфуций: "Слышу и забываю. Вижу и помню. Делаю и понимаю".

Что такое мнемонические приемы? Педагоги и студенты знают о пользе мнемотехники (от греч. mnemonika – искусство запоминания). Это приемы эмоционального действия, которые специально создаются, чтобы активизировать левое полушарие. Простейшие зарифмованные стихотворения существенно облегчают запоминание сложных логических понятий. Или, например, выражение, которое помогло когда-то каждому из нас запомнить порядок цветов в спектре: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). А вот еще: "Тот, кто использует левое полушарие, хранит деньги в правом кармане. Тот, кто использует правое полушарие, хранит деньги в левом кармане. А тот, кто использует оба полушария, хранит деньги в швейцарском банке". Такие советы, благодаря краткости, образности и использованию рифмы, легко запоминаются.