Паломничество как вид средневекового путешествия
Паломничество как вид путешествия мотивировано глубокими религиозными чувствами и направлено на признанные религиозные места и значимые религиозные события. Само название "паломник" напоминает о пальмовых ветвях, фигурирующих в Новом завете в рассказе о вступлении Христа в Иерусалим. Места религиозных путешествий чрезвычайно разнообразны: от роскошных храмов до пустынных скал и уединенных озер. Условия паломничества определяются церковной и религиозной культурой, которая включает в себя правила посещения святых для данной конфессии мест. Паломничество как способ проведения свободного времени для духовного обновления обогатило туризм еще одним понятием: английское слово holiday (каникулы) происходит от древнеанглийского написания "святой день", т.е. день, посвященный религиозным делам, а не мирским заботам. Такое понимание возникло в ходе социальной практики религиозных храмовых праздников, т.е. праздников в честь местного святого. Этот "святой лень" воспринимался как день отдыха, релаксации, торжества. Обычно местный религиозный праздник не предполагал дальних поездок, но практика почитания святых расширилась до стремления поклониться главным святыням, а не только местным. Так возникло движение паломничества, т.е. дальнего путешествия с религиозной целью.
В Средние века сложились несколько таких религиозно-культурных мест, посещение которых регламентировалось церковью. Главной христианской святыней стал Иерусалим – один из древнейших городов мира, бывшая столица Иудейского царства, входившего в состав Римской империи. Позже Иерусалим становился частью Византии, Арабского халифата, находился на территории Османской империи турок. Впервые он упоминается во II тысячелетии до н.э., а Библия сделала его городом Христа. Здесь происходят основные события Нового Завета. Путь на Голгофу по старинным улочкам Иерусалима повторяет большинство посещающих город. Местом поклонения всех оттенков христианства является великолепный Храм Гроба Господня, построенный на месте Голгофы в IV в. Недалеко расположен и Вифлеем, где находится пещера, в которой, по библейскому преданию, родился Христос. Здесь в VI в. возведен храм Рождества Христова, который также является местом поклонения. Иерусалим считается главной святыней христианства, но историческая судьба сделала его еще и средоточием религиозных споров.
Дело в том, что Иерусалим оказался средоточием святынь не только христианства, но и мусульманства, поскольку в городе возведена мечеть Омара с ее гигантским куполом, которая символизирует скалу пророка Мухаммеда, где он получил главные заповеди ислама. Иерусалим – центр паломничества также и иудаизма, одна из важнейших святынь которого – "Стена плача" па месте разрушенного Иерусалимского храма – также находится здесь. Таким образом, в этом древнейшем городе сошлись главные религии мира, отчего Иерусалим является не только местом паломничества, но и местом религиозных раздоров.
Расположение Иерусалима на стыке религий и государств различных конфессий сделало его объектом Крестовых походов Средневековья. Крестовые походы (XI–XIII вв.) предпринимались с целью "освобождения" христианских святынь, которые тогда находились в руках мусульманских государств. Побочным, но важным последствием Крестовых походов было повышение мобильности европейского населения, укрепление связей между христианскими народами Европы, повышение осведомленности об окружающем географическом пространстве. Крестовые походы породили свою литературу и описания новых земель. В более позднее время "путь в Святую землю" обрел более мирные очертания, хотя не перестал быть достаточно опасным путешествием.
Паломничество в Святую землю – наиболее распространенный вид религиозного путешествия в Средние века, многократно описанный разными паломниками. Отдельные путешествия с религиозной целью предпринимались еще в IV в., но о них мы имеем недостаточно сведений. Они были сопряжены со значительным риском, так как проходили по враждебным территориям. Регулярное паломничество началось с VIII в., когда халиф Гарун аль-Рашид заключил соглашение с императором франков Карлом Великим и вручил ему ключи от города и Храма Гроба Господня. По указу французского императора Карла Великого в Иерусалиме был построен Дом для паломников. В IX в. приют для паломников-христиан состоял из 12 домов, библиотеки, виноградника и сада. При входе в город брали плату, что позволяло вести счет паломникам. Путешествующие по святым местам не имели иной защиты, кроме креста, а в качестве гидов и путеводителей выступали ангелы, провидение, случай и Библия. Паломничество приветствовалось всеми конфессиями, но европейские христиане первыми начали выстраивать для него инфраструктуру и сервис.
Для приема странников-христиан много сделал рыцарский орден госпитальеров (иоаннитов), название которого берет начало от латинского корня "хоспис" – милосердие, гостевое пристанище. В XII в. в Иерусалиме была построена гостиница при монастыре Девы Марии с ночлегом и лечением. Госпитальеры называли паломников "господами", а себя "слугами", беря на себя в том числе вооруженное обеспечение безопасности. Ими была создана целая сеть гостиниц для христиан-паломников. Орден имел огромные земельные владения и мощную военную силу. Созданные им гостиницы, госпитали, паломнические маршруты были распространены по всему Ближнему Востоку и Европе. Только с возникновением мощной Османской империи на территории Малой Азии сила этого рыцарского ордена уменьшилась. Последнее его пристанище – остров Мальта с XVI в. – дало новое название ордену – Мальтийский. Однако знак ордена – мальтийский крест – до сих пор является символом паломничества в Иерусалим. Его носят все христианские паломники, посетившие святой город.
Еще одно место христианского паломничества – Ватикан. Его культурно-религиозная история началась после падения Западной Римской империи в 476 г. Огромные культурные и религиозные ценности, накопленные католической церковью в Ватикане, привлекают как обычных туристов, так и паломников. Особенно благотворным для формирования этого религиозно-культурного центра был период Возрождения, когда здесь творили или оставили свои произведения великие живописцы, скульпторы и архитекторы: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Пинтуриккьо и др. Мощь и влияние Ватикана как церковного центра сформировалась усилиями знаменитых пап: Александра VI, Сикста VI, Юлия II, Иннокентия VIII, Льва XI и др. Путь в Иерусалим и Рим для паломников Средневековья чаще всего пролегал через Венецию, где также складывалась инфраструктура для религиозных путешественников.
Тот облик Ватикана, который сейчас привлекает туристов со всего мира, был создан в XVII–XVIII вв. Непревзойденный собор Святого Петра, построенный в стиле барокко по проекту Бернини, богатейшие музеи Ватикана, среди которых всемирно известные станцы Рафаэля, пинакотека, Сикстинская капелла, апартаменты Борджиа и другое, уникальное собрание религиозных святынь христианского мира сделали это место важнейшим местом как религиозного, так и культурного паломничества. Кстати, в папском дворце Ватикана находится уникальная галерея географических карт, созданная еще в XVI в. по заказу папы Григория XIII. Она представляет собой 40 настенных изображение владений католической церкви и важнейших районов Италии, Сицилии, Сардинии, Корсики, Мальты, Генуи и Венеции. Карты чрезвычайно живописны: украшены изображениями кораблей, морских чудовищ, мифологических существ. Ватикан соединяет статус крупнейшего мирового музея и места религиозного поклонения, поэтому является центром как паломничества, так и религиозного туризма с культурными целями. Конкордат 1929 г. разделил собственно Италию и Ватикан, ставший отдельным папским государством.
Еще более широким и в какой-то степени более цивилизованным был мир путешественников арабского Востока. "Человек путешествующий" стал одним из любимых героев восточной литературы. Прежде всего, описание жизни Мухаммеда состоит из картин его путешествий и перемещений. Момент переселения Мухаммеда из Мекки в Медину 16 июня 622 г. стал в мусульманстве началом летоисчисления.
Помимо Иерусалима, основными местами паломничества мусульман являются Мекка и Медина, находящиеся на территории современной Саудовской Аравии. Паломники, прибывающие в Мекку, посещают грандиозную мечеть Аль Харрам и знаменитый Черный камень – Каабу. Мекка в мусульманстве считается местом рождения пророка Мухаммеда, которому был открыт текст священной книги – Корана. Путешествие в Мекку с религиозными целями регламентируется правилами и является главным событием в жизни мусульманина, которое называется хадж. Инфраструктура для паломников и религиозных туристов в Саудовской Аравии построена с учетом не только туристских норм и стандартов, но и в соответствии с политическими и религиозными правилами этой страны. Совершающие хадж в современную Мекку паломники-мусульмане прибывают в крупнейший в мире аэропорт с 12 терминалами, который работает только шесть недель в году, на время хаджа, когда сюда прилетают до 4 тыс. человек в час. Как правило, паломники в Мекку обязательно посещают и арабский город Медину, где сохраняется жилище Мухаммеда. Эти места являются исключительно местами паломничества, поскольку приверженцы иных религий в них не допускаются.
Все великие религии мира имеют свои "главные" святыни, путешествие к которым является целью паломничества и религиозного туризма. Имеются сведения о буддийском паломничестве в раннее Средневековье. Буддийские паломники преодолевали огромные расстояния и значительные опасности путешествий в малоосвоенных местах. В связи с этим буддийские паломнические путешествия длились долго и охватывали огромные территории: по Индийскому полуострову, островам Цейлон (современная Шри- Ланка), Ява. На острове Шри-Ланка находится священная гора Шри Пада, где предметом поклонения является огромный плоский камень с отпечатком стопы Будды. Позже на острове Ява был построен гигантский, поражающий воображение своими огромными размерами и необыкновенными статуями буддийский монастырь Борободур со 104 статуями Будды. Притягательным местом буддийского паломничества является и Золотой храм в городе Амритсар на севере Индии. Благодаря буддийским паломникам были установлены связи между древним Китаем и Индией, освоена территория Тибета, где основывались буддийские монастыри.
Многие объекты являются святынями сразу нескольких религий. Помимо главных религиозных центров в мире есть множество мест, которые становятся в той или иной степени объектами паломничества: это Альгамбра в Гранаде (Испания), где до XV в. процветало могучее государство арабов; это, наконец, множество скитов и отшельнических хижин по всему миру, а также знаменитых храмов, хранящих отдельные святыни разных религий.
Таким образом, паломничество мотивируется стремлением личного посещения святых мест, прикосновения к основам своей религии. Святые места и святые события – главные притягательные пункты в этом виде туризма. Паломничество как вид туризма имеет непростую структуру. Помимо религиозной мотивации оно в той или иной степени включает образовательную и историко-культурную цели. Возникает дополнительный познавательный мотив в силу того, что религиозные святыни (иконы, святые места, реликвии, монастыри, храмы и др.) имеют значительный культурно-исторический потенциал. В современном туризме делают различие между поездками паломнической мотивации и религиозным туризмом. Последний предпринимается в большей степени с культурно-образовательной и познавательной целями и может иметь своим объектом священные места иной конфессии или осуществляется атеистами по культурной мотивации.