О творческой силе человека
Творческая сила человека определяет стиль его жизни и жизненные цели, поэтому каждый человек свободен и ответственен за свою судьбу.
Творческая сила носит врожденный характер и развивается в детские годы.
Творческая сила человека — это результат долгой эволюции.
Творческая сила человека влияет на все психические процессы человека (восприятие, память, воображение, фантазию и мечты).
О фикционном финализме
Фикционный финализм — это концепция о том, что поведение человека подчинено намеченным им в жизни целям (фикциям) .
В основе всех целей лежат убеждения, справедливые для субъекта, но их объективность и реализуемость для других людей относительны. Например, "Я должен стать богатым", "На небесах мне воздается за добрые дела", "Главное — добиться власти и денег".
Фикционная цель объясняет смысл поступков человека и историю его жизни.
О влиянии позиции ребенка на стиль его жизни
Первенец (старший ребенок) в семье (лишаясь привилегированного положения в семье с рождением младшего ребенка) осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности; стремится к власти и лидерству.
Современные исследования подтверждают, что среди государственных деятелей — большинство первенцев, в том числе среди президентов США и членов Конгресса США.
У единственного ребенка в семье формируются зависимость и эгоцентризм; в зрелости он будет переживать, что уже не находится в центре внимания; ему свойственны трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Современные эмпирические исследования не подтверждают этот тезис: единственный ребенок в семье так же контактен, просоциален и эмоционально устойчив, как и другие дети.
Второй (средний) ребенок, соревнуясь с первым братом, вырастает соперничающим и честолюбивым, ставит перед собой непомерно высокие цели.
Последний (самый младший) ребенок — это баловень семьи, но он зависим от старших детей. Эта зависимость от старших может стать высокой, а с другой стороны, у ребенка может сформироваться стремление к независимости, что приведет к возникновению у него внутреннего конфликта.
Индивидуальная психотерапия
Причина невроза — конфликт между стремлением к превосходству и чувством собственной неполноценности. Характеристики невроза следующие:
— неправильный стиль жизни (эгоцентризм, низкая активность, низкий социальный интерес);
— пассивный, изнеженный стиль жизни.
Чувство неполноценности может быть преодолено несколькими путями:
— путем успешной компенсации, в результате чего индивид достигает цели в борьбе за основные жизненные блага;
— путем сверхкомпенсации (притесняемый в детстве становится диктатором, получив в руки власть);
— путем ухода в болезнь, что представляет собой скрытую тенденцию к достижению превосходства. Это путь к неврозу.
Невроз — не болезнь, а деформированный жизненный стиль, подобный компенсаторному приспособлению к социальной среде. Поэтому лечение невроза и состоит в коррекции жизненных целей человека.
Индивидуальная психотерапия делится на три основных этапа:
1) понимание психотерапевтом особенностей стиля жизни пациента;
2) помощь пациенту в понимании себя и своего поведения;
3) формирование у него повышенного социального интереса.
ОГЛАВЛЕНИЕ первого этапа.
Пациента просят рассказать о себе. Особое внимание уделяется раннему детству, позиции в семье, наличию физической неполноценности, гиперопеки или отвержения. Важны не только слова, но и невербальное поведение. Дополнительным материалом для анализа могут служить сновидения, свободные ассоциации, рисунки пациента и т.д., что также формирует представление о стиле жизни и о событии, спровоцировавшем невроз.
Большую помощь в проведении психотерапии могут оказать методы эмпатии, интуиции и предположения (выдвижение гипотез о причинах поведения пациента и их проверка по ходу беседы).
ОГЛАВЛЕНИЕ второго этапа.
Подведение пациента к осознанию им своей ошибочной апперцепции, нереалистичности (фиктивности) жизненных целей, стремления к эгоцентрическому превосходству и как следствие к осознанию, что болезнь — это результат неправильного стиля жизни.
Психотерапевт подводит пациента к осознанию ошибки осторожно и тактично, не навязывая ему своей точки зрения. Важную роль в достижении результата психотерапевтической работы играют содружество пациента и психотерапевта. Объяснения должны быть понятны пациенту и должны опираться на его жизненный опыт. При этом психотерапевт лишь указывает на ошибки, а действительное изменение своей природы пациент может осуществить сам.
ОГЛАВЛЕНИЕ третьего этапа.
Пациент обучается такому межличностному контакту с окружающими, который способствовал бы перенесению пробудившихся у него социальных чувств на других людей.
Такой контакт достигается:
— поощрением проявлений у пациента социального сотрудничества;
— ослаблением у пациента чувства превосходства и усилением социального интереса;
— выбором пациентом социально полезных целей и побуждением его к их достижению.
В результате происходит замена эгоистических целей полезными жизненными целями, что в свою очередь снимает невротическую психическую зависимость и ведет к выздоровлению. Таким образом, индивидуальная психология и индивидуальная психотерапия основное внимание уделяют целостности личности, подчеркивая ее творческий характер. Индивидуальная психология является предвестницей гуманистической психологии и социально ориентированной психотерапии.