О сущности социально-педагогического подхода в профессиональной деятельности
Основные понятия: подход, понятия, категории, термины, принципы, методы, деятельностный подход, социально-педагогический подход, категории социальной педагогики, принципы, природосообразность, культуросообразностъ, социумность, методы.
За последние 10 лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других нормативных документов. Развитие вариативности образовательных программ и выбор обучаемым уровня и вида образования, бо́льшая ориентация образования на требования рынка, развитие интеграции образовательных и научных учреждений, производственных предприятий самой жизнью выдвинули социально-педагогический подход в деятельности учреждений социальной сферы.
Если раньше в педагогической науке и практике велась речь фактически о трех подходах – половозрастном, индивидуальном и деятельностном, то в настоящее время их перечень существенно пополнился. В современной научно-методической литературе предлагается применять в своей деятельности системный, полисубъектный, синергетический, культурологический, этнопедагогический, антропологический, личностно-ориентированный, средовой, вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, компетентностный, ситуационный и ряд других подходов, составляющих методологические основы педагогической науки.
Социально-педагогический подход существенно отличается от имеющих место подходов, так как отражает суть взаимодействия субъекта образовательной деятельности и социума, проявляющегося в опоре на потенциал социума при реализации педагогического процесса (обучения и воспитания). Для его понимания важно обратить внимание на происходящие изменения в общественной жизни и жизни образовательных учреждений. Становится очевидным факт целенаправленной реализации в образовании потенциала социума, проявляющийся в том, что сегодня сложилась и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, отдельными его уровнями и секторами, учебными заведениями: родительские комитеты, попечительские советы, учебно-мегодические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация "Роспрофтехобразование", Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, попечительские советы и др.
Все это создано для того, чтобы начать системное взаимодействие образовательных учреждений и социальных институтов для достижения преемственности образовательных усилий разного уровня, связи образования, науки и промышленности, более полного и эффективного использования имеющейся материально-технической базы, преподавательских кадров, специалистов различного профиля, финансовых ресурсов различных социальных институтов. Особенное значение начинает приобретать формирование университетских комплексов, восстанавливающих и развивающих проверенный временем российский и зарубежный опыт организации системы образования.
Однако приходится констатировать, что частое употребление понятия "социально-педагогический подход" еще не является гарантией верного понимания его сущности и точного определения его места и роли в ряду других феноменов педагогической деятельности, таких как цель, принцип, форма, метод, прием. Даже небольшой опрос педагогов и студентов, занятых в сфере социально-педагогической деятельности, позволяет убедиться в том, что разный смысл вкладывают они при произнесении одного и того же слова. К примеру, один педагог понимает под подходом какую-то точку зрения, какой-то взгляд, а другой видит в нем определенную совокупность приемов и способов педагогических действий, третий вообще подменяет его ОГЛАВЛЕНИЕм, созвучным с чисто педагогическим подходом.
Социально-педагогический подход предполагает реализацию педагогического процесса (обучения и воспитания) при опоре на социум и его воспитательный потенциал через установление взаимодействия с социальными институтами, включение воспитанников в социально значимую деятельность и в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей личности.
Социально-педагогический подход требует использования возможностей семьи и других социальных институтов (различные образовательновоспитательные структуры, общественные организации, учреждения социальной защиты населения, благотворительные фонды, церковь и т.д.), микросреды личности и социума в целом в обеспечении заботы о правах личности, развитии ее интересов и возможностей, защиты духовности человека, организации механизмов педагогически компетентного вмешательства в различные личностно-средовые ситуации с целью их разрешения и социальной защиты ребенка. Причем эту деятельность необходимо сделать целенаправленной, научно обоснованной, педагогически организованной системой построения отношений ребенка с окружающей социальной средой, с ее многофакторным воздействием на личность. Он предполагает рассмотрение "личности в среде", "личности в социуме", личности в системе социальных отношений.
Социально-педагогический подход заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала социума путем включения человека в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения, формируя у него социальные потребности, развивая у личности социальные способности и устанавливая деловое взаимодействие с социальными институтами города ради разрешения ее проблем текущего и хронического свойства.
Социально-педагогический подход предполагает опору на городской социум и его воспитательный потенциал в развитии личности.
Социально-педагогический подход в образовании сегодня кроме выполнения образовательным учреждением задач всеобщего обязательного образования включает осуществление вариативного образования, помощь различным категориям социально-незащищенных детей, детям с отклонениями в развитии, содействие одаренным детям, оказание помощи родителям.
Представляется, что при рассмотрении сущности данного, равно как и любого другого подхода следует учитывать то, что они являются комплексным педагогическим средством, включающим в свой состав три основных компонента:
– основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;
– принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;
– приемы и методы построения процесса воспитания.
1. Главным инструментом, формой проявления любого подхода являются понятия. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняют или даже делают невозможным осознанное, целенаправленное применение той или иной умственной ориентации в совершаемой деятельности. Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обусловливает название самого подхода. В социально-педагогическом подходе такую роль играет "социум – личность", в системном подходе – "система", в деятельностном – "деятельность", в компетентностном подходе – "компетентность".