От схоластики к Реформации: понятие о "справедливой цене" и отношение к ссудному проценту в западном христианстве
Российский историк и философ Лев Карсавин (1882-1952) отметил, что лесистая природа Западной Европы скорее, чем какие-либо душевные особенности, направила католическое сознание на "посюсторонность", породившую отличия от сознания восточнохристианского. Эти отличия были усугублены существовавшей только на Западе схоластикой - дополнением богооткровенного обоснования веры логическими доводами.
Логика как особая наука о способах доказательств и опровержений был основана Аристотелем, а слово "схоластика", буквально означающее "школьный, учебный", ввели его ученики. В настоящее время оно употребляется в негативном смысле, подразумевающем оторванное от реальной жизни догматическое умствование. Но в средневековом западном богословии схоластика, соединив с авторитетом Священного Писания и святоотеческой литературы авторитет Аристотеля, сыграла роль школы логического мышления, оттачиваемого для анализа новых явлений, наблюдаемых в реальной жизни, в том числе в хозяйстве.
Хронологические рамки схоластики примерно соответствуют векам между утверждением двух католических догматов, отвергаемых православной церковью: об исхождении духа Святого от Бога-Отца "и от Сына" (Аахенский собор, 809) и о чистилище (Флорентийский собор, 1439, подтверждено в 1562). Историки полагают, что в этих догматах отразилась присущая западному мышлению тенденция к расширению области естественного между сверхъестественным и противоестественным.
Па схоластику влияли не слишком быстрые, но существенные перемены на христианском средневековом Западе XI-XV вв. Окончательно сформировалось духовное и светское феодальное землевладение ("нет земли без сеньора") как основа сословной триады; но из массы закрепощенных поселян выделились городские торгово-ремесленные слои ("городской воздух делает человека свободным"). Ожесточенные крестовые походы и погромы (1096-1270) сопровождались расширением торговых и культурных контактов с Востоком и заимствованием достижений арабской научно-философской мысли (особенно искусства расчетов) и через нее - античного наследия (прежде всего, философии Аристотеля и Платона). Религиозный пыл порождал не только новые ордена и мистический экстаз, доходящий до стигматизма (появлений на теле кровавых пятен в местах, соответствующих ранам распятого Христа) и флагеллантства (шествий с самобичеванием), но и университеты - в Болонье, Париже, Оксфорде и т.д., где обучали, главным образом, образованное духовенство.
Уровень образования стал расти среди горожан, влиянию на которых католическая церковь вынуждена была уделять особое внимание. С одной стороны, наращивание объемов товарооборота и денежных сделок не только привело к понятию капитала (от лат.)- главного имущества, но и заставляло все более прибегать к осужденным Священным Писанием и Отцами церкви ссудам под проценты, изыскивая способы оправдания греха ростовщичества. С другой стороны, протест городских низов против растущего неравенства отразился в народных движениях за возврат к апостольской бедности, из которых наиболее популярным стало братство Франциска Ассизского.
Папство, снова и снова воспрещая взимание сверх одолженного, в итоге приравняло к греху и проповедь равенства, и оправдание нищеты со ссылками на Евангелие. В то же время широко развернулась продажа церковных должностей и бумаг об отпущении грехов (индульгенций), а духовное рвение нового ордена францисканцев решено было направить на проведение судов над еретиками (инквизицию). Затем эта функция была передана специально созданному для ее осуществления и подготовки грамотных католических проповедников и миссионеров ордену доминиканцев.