От лидерства до банкротства - один шаг
13 августа 2009 г. Атьфа-банк обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании банкротом головной компании агрохолдинга "Продо", одного из лидеров мясного рынка России. По словам заместителя председателя правления Альфа-банка В. Татарчука, банк исчерпал все возможности договориться о реструктуризации и погашении долга, и поэтому было принято решение инициировать банкротство. "Первые просрочки по кредитам наступили в сентябре 2008 г. У пас нет цели обанкротить "Продо", мы хотим вернуть выданный кредит. Но если мы не можем получить деньги назад в течение года, банкротство может быть выходом из ситуации", — отметил Татарчук. Первый иск Альфа-банка о взыскании долга, составлявшего на тот момент 200 млн руб., был подан в октябре 2008 г. Сегодня число исков приближается к полутора десяткам, а общая задолженность группы перед банком составляет 3,5 млрд руб., причем кредиты давались непосредственно компаниям, входящим в группу, часто под поручительство других структур холдинга. Так что заемщиков и поручителей в "Продо" набралось более десятка.
С октября 2008 г. агрохолдинг постоянно вел переговоры о реструктуризации задолженности с кредитором.
Но параллельно компания предпринимала и другие тактические шаги, чтобы оттянуть выплаты. Так, с весны "дочки" холдинга — мясоперерабатывающие предприятия — подают иски друг к другу, и оказалось, что их взаимная кредиторская задолженность составляет почти 7 млрд руб. А 17 августа ООО "Птицефабрика "Калужская"" подало в суд иск о признании банкротом ОАО "Мясокомбинат "Клинский"". Кроме того, "Продо" подал несколько исков о признании недействительными кредитных договоров с Альфа-банком. А после инициации банком банкротства "Продо" выяснилось, что активы группы находятся уже не там, где их банкротят.
Включенный в декабре 2008 г. в правительственный список системообразующих предприятий агрохолдинг "Продо" рассчитывал получить поддержку от государства. В апреле 2009 г. стало ясно, что попытки не увенчались успехом: уполномоченные банки не рискнули оказать помощь в рефинансировании долга, учитывая, что активы "Продо" уже находятся в залоге по кредитам. Но в августе появились сообщения о том, что межведомственная комиссия утвердила заявки на государственные гарантии пяти агрохолдингов, в том числе "Продо". (Сумма гарантий может достигать 5 млрд руб.)
Отбиваясь от кредиторов, "Продо" теряет активы. Весной 2009 г. Альфа-банку были переданы акции одной из птицефабрик холдинга — "Ивановского бройлера". Под арестом находятся акции "Омского бекона" и Линдовской птицефабрики. Тем не менее, "Продо" не производит впечатление компании, готовой уйти со сцены. В апреле холдинг запустил федеральный бренд "Бон Бекон" в разряде мясной гастрономии, который должен объединить под собой все ее семь мясоперерабатывающих площадок. С июля по октябрь продлилась рекламная кампания этого бренда — с роликами на основных каналах, наружной рекламой и продвижением в печатных СМИ. Кампания охватила всю географию присутствия "Продо" — от Москвы до Новосибирска. Планировалось также объединить под брендом "Рококо" продукцию из мяса птицы.
Все это указывает на то, что холдинг не утратил амбиций и намерен остаться в группе лидеров отрасли. Более того, он стремится не только сохранить свои рыночные позиции, но и укрепить их. И если отвлечься от долгов, шансы сделать это у "Продо" есть.
Группа "Продо" формировалась с прицелом на ведущие позиции в стране. В начале 2000-х гг., будучи еще частью компании "Планета Менеджмент" Романа Абрамовича, развивавшей также молочный бизнес, мясной холдинг скупал самые крупные мясоперерабатывающие, откормочные, комбикормовые производства и птицефабрики в разных регионах России. В результате "Продо" получил серьезное преимущество перед московскими и федеральными игроками, считает Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России (MCP): "Во-первых, российские потребители предпочитают локальную продукцию, за исключением, может быть, конфет. Во-вторых, местные власти более лояльны местным производителям. В-третьих, крупные розничные сети, приходя в регионы, формируют большую часть своего ассортимента за счет местной продукции". Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга (ИАМ), называет "Продо" идеальным холдингом по той причине, что он включает несколько звеньев технологической цепочки. "Собственная сырьевая база — это большое конкурентное и ценовое преимущество", — говорит Тюрина.
В итоге на нескольких региональных рынках "Продо" стал ведущим производителем колбас и мясных деликатесов, причем с большим отрывом от ближайших конкурентов. В целом по России холдинг входит в число лидеров на рынках мясопереработки и производства птицы. По производству свинины он лидирует. Свиноводческие комплексы, которыми располагает "Продо", по оценке MCP, достаточно современны и обладают операционной рентабельностью 10—15%. Это обеспечивает компании неплохие позиции на растущем рынке охлажденного мяса.
Подключившись к реализации нацпроекта по развитию АПК, принятого в 2006 г., "Продо" в 2007 г. вышел на новый этап развития. Холдинг стал расширять производство куриного мяса и приобрел вдобавок к имевшимся пяти еще пять птицефабрик. "Продо" намеревался дополнительно оптимизировать птицеводческое направление бизнеса. Собственно, под это и брались основные кредиты в 2007 г.
Деньги были нужны не только на скупку, но и на модернизацию и перепрофилирование птицефабрик. Так, приобретенная в Пермской области за 240 млн руб. Калининская птицефабрика должна была снабжать инкубационным яйцом уже имевшуюся у "Продо" Пермскую птицефабрику. Реконструкция Калининской птицефабрики длилась почти два года и завершилась летом 2011 г. Птицефабрики "Алексеевская" и "Бройлер-Дон" в Ростовской области включены в холдинг для обеспечения яйцом птицефабрики "Приазовской". Птицефабрику "Новосибирскую", производившую яйцо для продажи конечному потребителю, предстоит перепрофилировать на перспективное мясное направление. В строительство инкубаторов и убойно-перерабатывающего комплекса намечено вложить 3,2 млрд руб. (800 млн руб. собственных средств, 2,4 млрд — заемных). На потерянном "Ивановском бройлере" планировалось, потратив 1 млрд руб., в течение двух-трех лет увеличить производство более чем в два раза.
Накануне кризиса начинались инвестиции и в мясоперерабатывающие предприятия. Был приобретен Калачинский мясокомбинат, на который в 2008 г. начали переводить мощности Омского мясокомбината. Предполагалось расширить мощности МК "Илышогорское". ООО "Дарья", изготовитель пельменей, собиралось в 2008 г. инвестировать в новую производственную линию, расширение географии поставок, а также в запуск собственного производства соусов около 2 млн евро. К кризису холдинг подошел с неоконченными проектами: на 6,4 млрд руб. на завершающей стадии, на 5,4 млрд руб. — реализованных почти наполовину.
Финансовую ситуацию "Продо" в кризис осложнило то обстоятельство, что 2008 г. выдался тяжелым для всех производителей мяса. Резко подскочили цены на зерно, что сказалось на рентабельности производства по всей цепочке; в связи с кризисом потребители стали переходить на более дешевую мясную гастрономию. Поэтому неудивительно, что у "Продо" возникли трудности с выплатой долгов. К тому же, как заявил в ноябре 2008 г. в интервью "Ведомостям" Виктор Сухинов, генеральный директор "Продо", Альфа-банк в одностороннем порядке поднял проценты по уже выданным кредитам.
Агрохолдинг оказался перед непростым выбором: платить долги или завершать начатые инвестпроекты, нацеленные на завоевание лидерства на рынке. Выбрали, очевидно, последнее. Об этом свидетельствует, в частности, нынешняя кампания по формированию единых федеральных брендов мясной гастрономии и продукции из птицы. Елена Тюрина считает, что этот ход логичен: "До сих пор "Продо" вел себя на рынке неагрессивно, а теперь они активизировались".
В пользу продолжения реализации инвестпроектов говорит и текущая рыночная ситуация. В 2009 г. сложились низкие цены на зерно; вырос спрос на мясо птицы благодаря его относительной дешевизне; государство начало проводить политику квотирования импорта, благоприятную для отечественных производителей. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), производство мяса птицы в России в 2009 г. выросло на 15% но сравнению с 2008 г. Но, по словам Дарьи Лимаровой, эксперта ИКАР, в стране все еще ощущается дефицит куриного мяса, так что производители могут себе позволить даже маневрировать ценами.