Ответы на задачи
Сколько секторов в национальном хозяйстве было в России в XX в.?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Во время Гражданской войны (1918–1921 гг.) Советское государство национализировало все капиталистические предприятия, даже те, где был один нанятый работник. Чтобы преодолеть хозяйственную разруху и массовый голод, государство с марта 1921 г. стало проводить новую экономическую политику. Был возрожден мелкий и средний бизнес, привлечен иностранный капитал и начал действовать свободный рынок.
Примечательно, что многосекторное национальное хозяйство стало действовать эффективно. Так, по сравнению с уровнем 1913 г. (принятым за 100%) продукция промышленности, составлявшая в 1921 г. 14%, в 1926 г. достигла 96%, продукция сельского хозяйства – 188%, выработка промышленных рабочих – 350%.
Однако в конце 1920-х гг. государство взяло в свои руки управление всей экономикой. Государственная собственность заняла и по существу 50 лет сохраняла господствующее положение в экономике, что подтверждается статистическими данными в табл. 17.7.
Таблица 17.7. Численность занятых в народном хозяйстве в 1985 г.
Сектор экономики |
Численность работников, млн человек |
% |
Государственный |
116,9 |
85,3 |
Кооперативный |
15,7 |
11,5 |
Индивидуальный |
3,3 |
2,4 |
Общественные организации и фонды |
1,1 |
0,8 |
Всего по народному хозяйству |
137,0 |
100,00 |
В 1990-х гг. в результате приватизации государственной собственности сформировались три сектора национального хозяйства (мелкое и среднее хозяйство, крупный корпоративный капитал и государственный сектор).
Насколько сейчас оправдано существование трех секторов в экономике нашей страны?
При изучении всех трех секторов национального хозяйства мы видим, что каждый сектор имеет несомненные достоинства. Не возникает сомнения в том, что все составные части хозяйства страны объективно необходимы для удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Каковы соотношения монополии и конкуренции в нашей стране в XX и XXI вв.?
Как известно, полное огосударствление советской экономики в 1930–1980 гг. породило абсолютную монополию государства. Основные признаки абсолютной монополии и конкуренции указаны в табл. 17.8.
Таблица 17.8. Основные признаки абсолютной монополии и конкурентного рынка
Абсолютная монополия |
Конкурентный рынок |
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств |
Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе |
Централизованное установление неизменяемых цен |
Цены основаны на договоре покупателей и продавцов |
Распределение многих продуктов по установленным государственным нормам |
Свободный выбор покупателями всех видов товаров |
Монополия государства во внешней торговле |
Участие во внешнеэкономической деятельности предпринимателей |
Конкуренция запрещена |
Конкуренция всех товаровладельцев |
Вполне очевидно, что абсолютная монополизация и конкуренция – это несовместимые противоположности. Неслучайно господство абсолютной монополии государства в нашей стране на протяжении длительного периода привело к тому, что по рейтингу Всемирного банка в 2011 г. по условиям развития бизнеса из 183 стран Россия заняла только 120 место. По прогнозу российского правительства Россия должна к 2020 г. попасть в первую двадцатку стран данного рейтинга. С этой целью в стране должны быть созданы все условия для высокоразвитой предпринимательской конкуренции.
Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ΦЗ "О защите конкуренции" против корпоративных монополий принимаются следующие меры:
1) изучается доминирующее положение хозяйственных субъектов (их горизонтальная концентрация производства – степень преобладания нескольких товаропроизводителей в сумме производства взаимозаменяемых – родственных – товаров, поставляемых на один географический товарный рынок);
2) воспрещается доминирующее положение одного товаропроизводителя на соответствующем товарном рынке свыше 50% и совокупная доля пяти организаций – более 70%;
3) хозяйственные субъекты, имеющие долю товаров на рынке 35%, вносятся в реестр (список регистрации)
Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) и подпадают под ее контроль;
4) действует ряд запретов на монополистическую деятельность:
– на злоупотребление хозяйственным субъектом своим доминирующим положением,
– на установление монопольно высоких и монопольно низких цен,
– на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов,
– на недобросовестную конкуренцию,
– на ограничивающие конкуренцию действия (бездействия), соглашения или согласованные действия государственных органов, органов местного самоуправления и других организаций;
5) очень значительно расширены функции и полномочия ФАС России, повышается ее роль в организации антимонополистической политики;
6) введен государственный контроль за экономической концентрацией, которую осуществляет группа лиц;
7) повышена судебная ответственность всех лиц и организаций за нарушение антимонопольного законодательства;
8) предусмотрено принудительное разделение на составные части (по решению суда) организаций, которые систематически ведут монополистическую деятельность.
Об определенной эффективности деятельности ФАС России свидетельствуют следующие цифры. В 2011 г. ФАС России дала государству антимонопольных штрафов на сумму 12,5 млрд руб. Эта сумма может, по-видимому, возрасти, если учесть, что с 1 января 2012 г. вступил в силу закон, который обязал государственные корпорации и естественные монополии публиковать планы и процедуры своих закупок на едином государственном портале в Интернете. В то же время известно, что государственные корпорации тратят на покупку различных товаров и услуг гораздо больше бюджетных денег, чем все органы государственной власти вместе взятые.
Какие эффективные меры способствуют искоренению коррупции?
По оценке зарубежных специалистов Россия занимает "ужасное" 155 место из 170 стран в коррупционном рейтинге стран мира. В 2011–2012 гг. законодательные органы нашего государства резко ужесточили уголовные наказания за взяточничество (в отношении тех лиц, которые дают и получают взятки).
В 2011 г. введены эффективные меры наказания за взятки. Против коррупции действует таблица умножения, которая предусматривает минимум 20-кратный множитель. Рекордный штраф составляет 25 млн руб. за крупную взятку.
Важно отметить, что в число уголовно преследуемых за коррупцию сейчас начали попадать чиновники, имеющие особый правовой статус, так называемые неприкасаемые. Среди них есть и региональные депутаты, и выборные главы муниципальных образований, и министры, и руководители региональных департаментов, следователи, судьи, прокуроры.
В Федеральный закон "О муниципальной службе" включено положение о том, что главы муниципалитетов больше не могут брать на муниципальную работу своих родственников (с целью предотвращения коррупции).
В 2011–2012 гг. законодательные органы внесли предложения, способствующие массовому движению населения против коррупции:
1) проведение общественных консультаций при назначении чиновников на ключевые должности государственной службы – как на федеральном, так и на региональном уровне;
2) опубликование рейтингов открытости органов власти;
3) включение представителей гражданского общества в коллегии надзорных органов;
4) создание индексов коррумпированности;
5) разработка системы гражданского просвещения, включающей обучение антикоррупционному поведению, и др.