Ответственность перевозчика в связи с причинением вреда жизни или здоровью пассажира
В ст. 800 ГК закреплена ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Сама статья не регулирует ответственность перевозчика, а носит отсылочный характер. В ней говорится: "Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется правилами главы 59 настоящего Кодекса, если
законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика".
До принятия Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном”" (далее – Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ) транспортные уставы и кодексы, за исключением ВК и КТМ, также не регулировали ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира. Так, УЖТ содержал в отсылочной норме лишь указание на такую ответственность. Причем эта норма была сформулирована в самом общем виде: "Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 113). Что касается УАТГНЭТ и КВВТ, то в них вообще отсутствовала норма об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира.
Своеобразный подход к регулированию ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, демонстрирует КТМ. Он распространил правила, касающиеся ответственности перевозчика, которые закреплены в гл. 9 "Договор о морской перевозке пассажиров" только на перевозку в заграничном сообщении, если перевозчик и пассажир не являются организациями и гражданами Российской Федерации. Этими правилами установлены размеры возмещения причиненного вреда, которые исчисляются в так называемых расчетных единицах (ст. 190 КТМ). В соответствии со ст. 11 КТМ расчетная единица – это единица права заимствования, как она определена Международным валютным фондом.
Правилами определено, какие периоды включает в себя перевозка пассажира.
Следует отметить, что в КТМ указанными правилами гл. 9 закреплено также положение, согласно которому решение вопроса о доказывании вины перевозчика в происшествии, повлекшего смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрату или повреждение каютного багажа, ставится в зависимость от причин наступивших негативных последствий. При кораблекрушении, столкновении, посадке судна на мель, взрыве или пожаре на судне или недостатках судна вина перевозчика предполагается, если не доказано иное. В других же случаях обязанность доказывания вины перевозчика лежит на истце (п. 3 ст. 186)[1].
Что касается случаев, когда перевозчик и пассажир являются организациями и гражданами Российской Федерации, то Кодексом ответственность перевозчика устанавливалась в соответствии с правилами гражданского законодательства РФ.
Наиболее полно вопрос об ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, урегулирован в ВК. Кодексом, во-первых, было закреплено положение, которое, по сути, повторяло формулировку ст. 800 ГК. Во-вторых, в п. 1.1 и 1.2 ст. 117 ВК закреплены и действуют размеры компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира[2]. Существенный момент, нашедший урегулирование в Кодексе, касается определения периодов воздушной перевозки пассажиров.
С принятием Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ в транспортные уставы и кодексы включена типовая норма, в соответствии с которой ответственность перевозчика за вред, причиненный при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, определяется международными договорами РФ, либо если транспортным законом (уставом или кодексом) или договором перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер возмещения указанного вреда, в соответствии с гражданским законодательством.
Вместе с тем транспортные законы (за исключением ВК) дополнены нормами, конкретизирующими размеры компенсаций, выплату которых перевозчик обязан обеспечить в счет возмещения причиненного вреда. Для всех они также носят типовой характер и заключаются в следующем.
1. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни, гражданам, имеющим в соответствии с гражданским законодательством право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, при отсутствии таких граждан – супругу, родителям, детям умершего пассажира, а в случае смерти пассажира, не имевшего самостоятельного дохода, – гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.
2. Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его здоровью, в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья в соответствии с нормативами, установленными Правительством Российской Федерации. Размер указанной компенсации не может превышать два миллиона рублей.
3. В случае, если определенный в соответствии с гражданским законодательством размер возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира его жизни и здоровью, превышает размер компенсации в счет возмещения вреда, выплата указанной компенсации не освобождает перевозчика от возмещения такого вреда в части, превышающей сумму произведенной компенсации.
Следует отметить, что дополнения Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ относительно размеров выплат компенсаций в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни и здоровью, не коснулись ВК, так как были закреплены ранее Федеральным законом от 04.12.2007 №331-Ф3.
Для решения вопроса об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира принципиальное значение имеет определение временных рамок, в пределах которых она может возникнуть. Как уже отмечалось, этот вопрос урегулирован только в КТМ и ВК. В них определены периоды ответственности перевозчика. В остальных транспортных законах они не упоминаются. Поэтому Федеральный закон от 14.06.2012 № 78-ФЗ дополнил УАТГНЭТ, УЖТ и КВВТ нормами, устанавливающими указанные периоды. Это период, в течение которого пассажир находится в транспортном средстве, период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки из него. Для внутреннего водного транспорта включены также периоды, связанные с доставкой пассажира водным путем с берега на судно и доставки его с судна на берег.
Оценивая регулирование сумм компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при перевозке пассажира, его жизни или здоровью, отметим, что оно является важным шагом гармонизации российского транспортного законодательства с международными транспортными источниками.
Вместе с тем нельзя не обратить внимание на два негативных момента. Во-первых, приведенные суммы возмещения значительно уступают суммам, закрепленным в международных транспортных источниках. Во-вторых, в российских законодательных актах не предусмотрен механизм учета инфляции при определении сумм возмещения.
Для сравнения приведем некоторые данные условий ответственности перевозчика при международных перевозках пассажиров. Так, например, Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) в приложении "Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке пассажиров (ЦИВ)" установила возмещение в случае гибели пассажира в пределах 175 тыс. СДР. При этом лицам, которых он обязан обеспечивать, или в будущем был бы обязан обеспечивать, в связи с потерей кормильца, также должно быть выплачено возмещение[3]. Потери же в связи с несохранностью ручной клади должны быть возмещены в размере до 1400 СДР.
Согласно Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция) сумма не должна превышать 100 тыс. СДР (специальных прав заимствования – п. 1 ст. 21 данной Конвенции) на каждого пассажира. Установлены пределы ответственности в отношении багажа. Так, при перевозке багажа ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери, повреждения или задержки ограничивается суммой 1000 СДР в отношении каждого пассажира[4].
Принципиальное положение, нашедшее закрепление в Монреальской конвенции, касается пересмотра пределов ответственности. Пересмотр осуществляется каждые пять лет с использованием коэффициента инфляции, который соответствует совокупным темпам инфляции за период времени, прошедший со времени предыдущего пересмотра.