Ответственность перевозчика за нарушения обязательств по перевозке пассажира и багажа
При рассмотрении в учебнике общих вопросов ответственности перевозчика за нарушение обязательств но перевозке пассажиров и багажа обращалось внимание на особенности ее регулирования КТМ[1]. Кодекс применяет разные правила регулирования ответственности перевозчика при перевозке пассажира в заграничном сообщении, если перевозчик и пассажир не являются организациями и гражданами Российской Федерации (п. 1 ст. 197) и при перевозке пассажира, если перевозчик и пассажир являются организациями и гражданами Российской Федерации (п. 2 ст. 197). Рассмотрим каждую ситуацию отдельно.
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира и за утрату, повреждение багажа при перевозке в заграничном сообщении, если только перевозчик и пассажир не являются организациями и гражданами Российской Федерации.
При ее регулировании применяются правила, установленные гл. 9 "Договор морской перевозки пассажиров". В соответствии с ними общие положения об этой ответственности сформулированы следующим образом: за указанные нарушения обязательств перевозчик несет ответственность, если происшествия, повлекшие перечисленные последствия, произошли, во-первых, во время перевозки пассажира и багажа, во-вторых, по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий).
КТМ без каких-либо оговорок возлагает на истца обязанность доказывания, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа. На него же возлагается и обязанность доказывания размера причиненного ущерба (п. 2 ст. 186).
Относительно доказывания вины перевозчика вопрос решается по-другому. Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах своих обязанностей (полномочий), предполагается, если не доказано иное, в случаях, если смерть пассажира или повреждение его здоровья произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или недостатками судна.
Ответственность перевозчика за несохранность багажа зависит от его вида. В случае утраты или повреждения каютного багажа вина перевозчика, его работников или агентов предполагается, если несохранность произошла в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна либо в связи с кораблекрушением, столкновением, посадкой судна на мель, взрывом или пожаром на судне или недостатками судна. Если же утрата или повреждение произошли с иным багажом, который не является каютным, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего несохранность такого багажа (п. 3 ст. 186 КТМ). Вместе с тем, как указано в КТМ, в иных случаях доказывание вины лежит на истце (п. 3 ст. 186), что противоречит положению п. 2 ст. 401 ГК, по которому отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
КТМ, как и другие транспортные уставы и кодексы, ограничивает ответственность перевозчика при нарушении обязательств по договору перевозки пассажира. Но имеются отличия, касающиеся ее размеров. За вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, размер ответственности не должен превышать 175 тыс. расчетных единиц в отношении перевозки в целом. Сумма возмещения может выплачиваться перевозчиком в форме периодических платежей.
Разные пределы ответственности перевозчика установлены в случае несохранности каютного багажа и багажа, не являющегося таковым. В случае утраты или повреждения каютного багажа ответственность перевозчика не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
Специальное ограничение пределов ответственности перевозчика установлено в случае несохранности автомашины, перевозимой в качестве багажа пассажира. Сумма возмещения за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом.
Ответственность перевозчика за утрату или повреждение иного багажа ограничивается суммой, которая не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
Закон предоставляет сторонам право заключить соглашение о возложении ответственности на перевозчика за вычетом франшизы, не превышающей 300 расчетных единиц в случае повреждения автомашины и не превышающей 135 расчетных единиц на пассажира в случае утраты или повреждения иного багажа. При этом указанные суммы должны вычитаться из сумм ущерба, причиненного пассажиру в результате утраты или повреждения автомашины либо иного багажа (п. 5 ст. 190 КТМ).
Установленные пределы ответственности перевозчика применяются к совокупности сумм, подлежащих возмещению по всем требованиям, возникшим в связи со смертью одного пассажира или с повреждением здоровья одного пассажира либо утратой или повреждением его багажа (п. 2 ст. 192 КТМ).
Принцип ограничения ответственности перевозчика распространяется и на фактического перевозчика. Кроме того, он применяется в отношении работников или агентов как перевозчика, так и фактического перевозчика. Как указано в п. 1 ст. 192 КТМ, если к работнику или агенту перевозчика либо фактического перевозчика предъявлены требования о возмещении ущерба в соответствии с установленными правилами, работник или агент, если докажет, что он действовал в пределах своих обязанностей (полномочий), имеет право воспользоваться пределами ответственности, которые предусмотрены в отношении перевозчика и фактического перевозчика.
В случае если перевозка пассажиров осуществлена фактическим перевозчиком, совокупность сумм, подлежащих возмещению перевозчиком, фактическим перевозчиком, а также их работниками или агентами, действовавшими в пределах своих обязанностей (полномочий), не может превышать наибольшую сумму возмещения, которая согласно установленным правилам может быть взыскана с перевозчика или фактического перевозчика.
Установленные ограничения ответственности перевозчика не могут быть применены в двух случаях. Согласно ст. 193 КТМ перевозчик не вправе воспользоваться установленными пределами его ответственности, если доказано, что ущерб, причиненный пассажиру, явился результатом собственных действий или бездействия перевозчика, совершенных умышленно или по грубой неосторожности. Аналогичная норма действует и в отношении работников или агентов перевозчика или фактического перевозчика.
В КТМ подтверждено закрепленное в ГК положение о ничтожности соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении ее пределов. Как указано в ст. 195, соглашение, заключенное до возникновения происшествия, явившегося причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо утраты или повреждения его багажа, об освобождении перевозчика от ответственности или установлении меньших пределов ответственности по сравнению с определенными КТМ (за указанным исключением – п. 5 ст. 190), ничтожно.
В дополнение к этой норме КТМ включил важное положение о том, что соглашение сторон договора морской перевозки пассажира о перенесении обязанности доказывания, лежащей на перевозчике, является ничтожным.
Закрепляя норму о ничтожности соглашения об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности, КТМ вместе с тем в ст. 191 содержит положение, согласно которому перевозчик и пассажир могут своим соглашением в письменной форме установить более высокие пределы ответственности перевозчика, чем те, которые предусмотрены законом (т.е. п. 1–5 ст. 190 КТМ). Сама по себе эта норма, безусловно, прогрессивна, но как уже отмечалось при анализе аналогичной нормы ВК, она носит скорее декларативный, чем практический характер.
Для решения вопросов об ответственности перевозчика за утрату или повреждение багажа пассажир должен направить перевозчику или его агенту заявление в письменной форме в случаях:
1) явного повреждения каютного багажа – до или в момент высадки пассажира;
2) явного повреждения иного багажа – до или в момент его выдачи;
3) утраты или повреждения багажа, которые не являются явными, – в течение 15 дней со дня высадки пассажира или выдачи багажа либо с момента, когда он должен быть выдан.
Если пассажир не направил перевозчику или его агенту такое письменное заявление, предполагается, если не доказано иное, что он получил свой багаж неповрежденным. Исключение из установленной процедуры составляют случаи, когда багаж осмотрен или его состояние проверено перевозчиком совместно с пассажиром в момент его выдачи. При таких совместных действиях сторон договора перевозки от пассажира не требуется подачи письменного заявления.
В отдельной статье КТМ регулируется вопрос о последствиях утраты или повреждения перевозимых пассажиром ценностей. К таким ценностям закон относит деньги, ценные бумаги, золото, изделия из серебра, драгоценности, украшения, произведения искусства, иные ценности (ст. 188). Приведенный перечень не является исчерпывающим, что дает право сторонам решать, можно ли те или иные вещи, не вошедшие в указанный перечень, отнести к разряду ценностей. Ответ на него имеет принципиальное значение для сторон договора.
В случае если перевозчик принял на хранение ценности пассажира, он несет ответственность за их утрату и повреждение. Такая ответственность должна быть не выше 2,7 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом.
При решении вопроса об ответственности перевозчика в случае нарушения обязательств по морской перевозке пассажира нельзя не учитывать характер действий самого пассажира, которые могут быть причиной наступивших негативных последствий. Если перевозчик докажет, что умысел или грубая неосторожность пассажира явились причиной смерти пассажира или повреждения его здоровья либо способствовали смерти пассажира или повреждению его здоровья, либо способствовали утрате багажа пассажира или повреждению его багажа, перевозчик может быть освобожден от ответственности полностью или частично.
Ответственность пассажира за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, если перевозчик и пассажир являются гражданами Российской Федерации. Хотя до принятия Федерального закона от 14.06.2012 № 78-ФЗ КТМ в п. 2 ст. 197 содержал норму об этой ответственности, но она носила общий характер и отсылала к правилам гражданского законодательства РФ. Федеральный закон дополнил эту статью нормами, установившими размеры компенсаций, выплату по которым перевозчик обязан обеспечить в счет вреда, причиненного при морской перевозке пассажира, его жизни (н. 2.1 ст. 197) или его здоровью (п. 2.2 ст. 197 КТМ). Эти размеры указаны в Общей части учебника при анализе ответственности перевозчика в связи с причинением вреда жизни или здоровью пассажира[2].
Ответственность перевозчика за задержку отправления судна или ею прибытие с опозданием
Как и другие транспортные кодексы и уставы, КТМ устанавливает ответственность перевозчика за задержку отправления судна или его прибытие с опозданием, однако регулирование этого вопроса носит общий характер. За указанные нарушения обязательств в качестве санкций устанавливается штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз багажа. Перевозчик уплачивает штраф, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. КТМ единственный из транспортных законов не устанавливает размеры штрафа в зависимости от срока задержки или опоздания судна.
Кроме того, в КТМ не конкретизированы обстоятельства, при которых перевозчик не несет ответственность за задержку или опоздание судна. Как показывает практика, такими обстоятельствами могут быть непреодолимая сила, задержание судна по решению властей, блокада пункта отправления или пункта назначения, спасание жизни людей или имущества, военные действия или иные действия, создающие угрозу захвата судна, и некоторые другие.