Ответственность за нарушение прав на товарный знак

Ложный товарный знак – товарный знак, используемый третьим лицом в нарушение прав владельца товарного знака, или знак, содержащий ложные указания происхождения товара, а также данные или такой элемент, который может ввести потребителей в заблуждение. Государства используют правовые средства защиты – комплекс мер по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических указаний, разрешенный к использованию в соответствии с действующим в государстве законодательством.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цепы, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Наименование места происхождения товара и географические указания

В международном нраве наименованиям мест происхождения товаров (НМПТ) и географическим указаниям посвящено большое количество норм. Понятие "географическое указание" сформировалось недавно; ранее использовалось (и продолжает использоваться) словосочетание "наименование места происхождения товара".

Согласно нормам международного права географические указания – обозначения, которые идентифицируют происхождение товара из территорий государств или их регионов, или местностей, где качество, репутация либо другие характеристики товара в значительной степени соотносятся с его географическим происхождением (ст. 22 (1) Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)). Указание происхождения товара – это обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения товара.

Между НМПТ и географическим указанием имеется существенная разница.

Так, наименования мест происхождения товаров – обозначения, представляющие собой либо содержащие современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование географического объекта, а также значение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Таким образом, НМПТ – это обозначение, которое отражает уникальные свойства товара, характерные для места его происхождения, т.е. особые природные, трудовые, производственные условия. Существует большое количество наименований мест происхождения вин, спиртных напитков, сыров и иной сельскохозяйственной продукции. Особенностью таких товаров и продуктов является их особое качество и репутация, связанные с местом производства, используемым сырьем, технологией производства, в том числе и с вековыми традициями и секретами. В отличие от указаний мест происхождения товаров НМПТ подлежат государственной регистрации.

Это понятие включает в себя: а) указание происхождения товаров; б) НМПТ, т.е. место его производства. Указание происхождения товара обычно представляют в виде названия страны, географического региона, местности или объекта (в том числе исторического). Например, обозначение "Made in China" указывает страну, в которой произведены товары. Вместе с названиями могут использоваться изображения соответствующих географических объектов. Например, товары, произведенные в горных местностях, часто отмечают не только названиями, но и изображениями горных и иных объектов. На упаковки и на сами товары часто наносятся обозначения, указывающие на их происхождение. Указания происхождения товара не регистрируются.