Лекция 4. Ответственность и наказание в международном уголовном праве
В результате изучения главы 4 студент должен:
знать понятие, виды наказания, назначение и освобождение от уголовной ответственности и наказания по международному уголовному праву; особенности исполнения отдельных мер наказания по приговору Международного уголовного суда; проблемы ответственности государств и юридических лиц в международном уголовном праве;
уметь ориентироваться и понимать проблемы и особенности ответственности и наказания по международному уголовному праву; оперировать пенологическими понятиями международного уголовного права; использовать знания в сфере международного уголовного права для понимания закономерностей и тенденций ответственности и наказания; принимать правовые решения по пенальным проблемам международного уголовного права;
владеть навыками применения норм об ответственности и в сфере назначения наказания по международному уголовному праву; работы с пенологическими источниками международного уголовного права; анализа различных пенальных проблем и коллизий в международном уголовном праве.
Понятие и виды наказания в международном уголовном праве
Концепция наказания в международном уголовном праве
Каковы же цели наказания в международном уголовном праве? О них прямо говорится в ряде решений современных Международных трибуналов. К таковым целям отнесены: возмездие, сдерживание, реинтеграция обвиняемого в общество, общественное осуждение, защита общества, прекращение безнаказанности, содействие примирению, восстановление мира и правосудие[1].
Большинство из названных целей наказания прямо формулируются исходя из решений Совета Безопасности ООН и уставов самих международных трибуналов. Так, в одном из решений Международного трибунала по бывшей Югославии говорится буквально следующее: "Цели Международного трибунала, как отмечено Советом Безопасности, – общее предотвращение, осуждение, возмездие, так же, как общественное примирение, вписываются в более широкую цель Совета Безопасности, а именно поддержание мира и безопасности... Эти цели и функции Международного трибунала... могут составить методическое руководство в определении наказания за преступление"[2].
В международных нормативных правовых актах понятие наказания не содержится, указываются лишь отдельные его признаки. Исключением является лишь законодательный уголовный международно-правовой акт рекомендательного характера – Модельный уголовный кодекс для государств – участников СНГ. В ч. 1 ст. 45 Модельного УК СНГ закрепляется, что "наказание есть мера государственного принуждения (кара), назначаемая по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица"[3].
В юридической литературе указывается, что под наказанием в международном уголовном праве "следует понимать особую юридическую меру принуждения, не только состоящую из карательных элементов, но и ставящую воспитательные (профилактические) цели"[4].
Нельзя не заметить, что в предложенном определении наказания фактически не отражаются признаки наказания по международному уголовному праву.
По мнению некоторых авторов, "в системе международного уголовного права на сегодняшний день могут быть применены следующие виды наказаний: 1) штраф; 2) лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса; 3) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 4) общественные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение для военнослужащих; 7) конфискация имущества; 8) арест; 9) ограничение свободы; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь"[5].
С указанным утверждением вряд ли можно согласиться в полной мере. Некоторые из указанных видов наказаний предусматриваются в международно-правовых актах, однако их не двенадцать. Так, согласно ст. 77 "Применимые меры наказания" Римского Статута Международный уголовный суд может назначить одну из следующих мер наказания:
а) лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, которое не превышает максимального количества в 30 лет, или
б) пожизненное лишение свободы в тех случаях, когда это оправдано исключительно тяжким характером преступления
и индивидуальными обстоятельствами лица, признанного виновным в его совершении (п. 1).
Помимо лишения свободы Международный уголовный суд может назначить:
а) штраф в соответствии с критериями, предусмотренными Правилами процедуры и доказывания;
б) конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide третьих сторон (п. 2).
Четыре вида наказания также предусматриваются и п. 4 ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., согласно которому каждая Сторона за совершение правонарушений, признанных таковыми, предусматривает применение таких санкций, учитывающих серьезный характер этих правонарушений, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация.
О тюремном заключении и приказе о возвращении любого имущества и доходов, приобретенных в результате преступного поведения, т.е. фактически о двух мерах принуждения, указывается и в других международных нормативных правовых актах.
Наказания в виде наложения ареста и конфискации предусматриваются ст. 37 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г. о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (с изменениями от 25 марта 1972 г.).
Два вида наказания: 1) лишение свободы, 2) изъятие или конфискация – регламентируются ст. 3 Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (Стамбул, 21 ноября 1997 г.)[6].
Статьей 12 Международной Конвенции по охране подводных телеграфных кабелей 1884 г. государства-участники обязываются подвергать виновных в совершении преступлений, предусмотренных Конвенцией, либо личному аресту, либо денежному штрафу, либо тому и другому взысканиям[7].
Несколько мер принуждения (лишение свободы, штраф, конфискация, мероприятия по восстановлению окружающей среды) предусматривается ст. 6, 7 Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства (Страсбург, 4 ноября 1998 г.) ETS № 172[8].
Смертная казнь занимает особое место среди международных наказаний. Профессор Л. В. Иногамова-Хегай отмечает, что "приговоры к смертной казни были вынесены приговорами Нюрнбергского и Токийского трибуналов. В Нюрнберге из 22 подсудимых 12 (Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбрунер, Розенберг, Франк, Штейхер, Заукель, Йодль, Зейс-Инкварт, Борман) были приговорены к смертной казни через повешение. Токийским трибуналом к смертной казни через повешение были приговорены 7 японских военных преступников"[9].
В большинстве действующих международных нормативных правовых актах смертная казнь как мера наказаний не предусматривается. В ст. 1 Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим 4 ноября 1950 г.) относительно отмены смертной казни (Страсбург, 28 апреля 1983 г.) (в ред. Протокола 1994 г.) указывается, что смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен. В ст. 2 рассматриваемого Протокола уточняется, что государство может предусмотреть в своем законодательстве смертную казнь за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны; подобное наказание применяется только в установленных законом случаях и в соответствии с его положениями. Государство сообщает Генеральному секретарю Совета Европы соответствующие положения этого законодательства[10].
В Резолюции 1044 (1994) об отмене смертной казни (Принята Парламентской Ассамблеей Совета Европы 4 октября 1994 г.) говорится, что, основываясь на неопровержимых аргументах против смертной казни, Ассамблея обращается к парламентам всех стран – Членов Совета Европы, а также стран, законодательные собрания которых имеют статус приглашенных, с просьбой полностью исключить из их законодательства смертную казнь за преступления, совершенные как в мирное время, так и в военное время (п. 3). Ассамблея призывает: всех своих членов предпринять личные усилия для отмены смертной казни в своих странах (п.4); все страны – Члены Совета Европы, еще не подписавшие и не ратифицировавшие Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сделать это как можно скорее (п. 5)[11].
Несомненный интерес представляют виды наказания, альтернативные лишению свободы или не связанные с тюремным заключением.
Заметим, что в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), устанавливается, что органы, выносящие приговоры, могут предусматривать по делам следующие санкции:
• устные санкции, такие как замечание, порицание и предупреждение;
• условное освобождение от ответственности;
• поражение в гражданских правах;
• экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые штрафы и поденные штрафы;
• конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
• возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
• условное наказание или наказание с отсрочкой;
• условное освобождение из заключения и судебный надзор;
• постановление о выполнении общественно полезных работ;
• направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
• домашний арест;
• другой вид обращения, не связанный с тюремным заключением;
• какое-либо сочетание перечисленных выше мер (правило 8.2)[12].
В Резолюции Комитета Министров Совета Европы "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы" (Резолюция Совета Европы от 9 марта 1976 г. № (76) 10) правительствам стран-участников рекомендуется следующее.
1. Проанализировать свое законодательство с целью устранить юридические препятствия внедрению мер наказания, альтернативных заключению.
2. Не жалеть усилий в развитии существующих альтернатив, и в частности:
• изучать новые методы применения испытательного срока, включая расширение использования жилых зон для испытуемых, которые были опробованы в некоторых из стран-участников, с целью рассмотреть возможность их применения;
• обеспечить более широкое применение штрафов и мер по обеспечению адекватности налагаемого штрафа материальному положению наказуемого, а также обеспечить, чтобы получение штрафов позволяло избегать, где это возможно, заключение;
• рассмотреть возможность введения различных наказаний (таких, как изымание водительских прав) вместе с конфискацией как альтернативной замены приговора, связанного с лишением свободы.
3. Изучать различные новые альтернативы тюремному заключению, имея в виду возможное их включение в соответствующие законодательства стран-участников, и в частности рассмотреть:
• объем мер наказания, которые просто отмечают, что лицо признано виновным, но не налагают существенного наказания на правонарушителя;
• целесообразность отсрочки приговора после установления вины, чтобы применяемые санкции принимали во внимание поведение преступника после осуждения;
• преимущества работы в обществе и особенно возможности, которые она дает для правонарушителя – исправиться, выполняя общественно полезные работы; для общества – активно принимать участие в реабилитации правонарушителя, принимая его сотрудничество в добровольном труде;
• рассмотреть, как может воздействовать на осужденного режим частичного заключения вместо полного, что позволит ему поддерживать либо восстановить связи с обществом в целом.
4. Предоставить необходимые ресурсы в распоряжение ведомств, ответственных за исполнение альтернативных мер наказания, и обеспечить их максимально эффективное использование.
5. Разрабатывать меры, привлекающие судейские составы в развитие процесса проработки новых альтернативных мер наказания.
6. Прикладывать усилия к информированию общественного мнения относительно преимуществ альтернативных мер наказания, чтобы обеспечить восприятие этих мер общественным мнением[13].
Особое внимание заслуживают меры воздействия и санкции, назначаемые несовершеннолетним. Так, в правиле 18.1 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), указывается, что в целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия. Такими мерами, которые могут осуществляться в сочетании друг с другом, являются:
• постановление об опеке, руководстве и надзоре;
• пробация;
• постановления о работе на благо общины;
• финансовые наказания, компенсация и реституция;
• постановление о принятии промежуточных и других мер;
• постановление об участии в групповой психотерапии и других подобных мероприятиях;
• постановления, касающиеся передачи на воспитание, места проживания или других воспитательных мер;
• другие соответствующие постановления[14].