Отцы и дети: конфликт или сотрудничество
Различия в возрасте позволяют разделять общество на возрастные группы, или общности. Возрастные группы – это группы людей, основанные па общности возраста своих членов, имеющие специфические черты и свойства, занимающие определенное положение (статус) в обществе, выполняющие определенные социальные функции и ориентирующиеся на свои специфические ценности.
К каждой возрастной группе общество предъявляет определенные требования, ожидает соответствующего поведения, наделяет определенными правами и обязанностями, регулирует жизнедеятельность представителей группы системой социальных норм, контролирует их выполнение с помощью создаваемых для этого социальных институтов. Особенностью возрастной градации общества является деление на старших и младших, отражающих неравенство прав и обязанностей. Каждая возрастная группа имеет свою субкультуру – совокупность признаков и систему ценностей, отличающих данную группу от других, делающих ее представителей узнаваемыми для "своих" групп, выделяющих их в составе общества в целом. Субкультура служит способом сплочения членов возрастных групп, утверждения их в качестве некоего отличающегося от "других" "мы".
Деление на возрастные общности, установление между ними границ, длительность и ОГЛАВЛЕНИЕ каждого возраста зависит от особенностей культуры общества, уровня его развития. В обществе с несложным разделением труда, простой социальной структурой, немногочисленными социальными институтами, а именно такими являлись, например, первобытные охотничьи или земледельческие общества, деление на возрасты сводилось к противопоставлению человека "ветхого", т.е. старика, слабого, и человека "нового" – юного, молодого, сильного. Близость человека к природе, его глубокая связь с ней приводила к тому, что у многих народов мира возрасты жизни рассматривались по аналогии с природными циклами, с числом планет, с сезонами, частями света и разбивались на соответствующие им этапы. По мере усложнения общества деление на возрастные общности связывались с представлениями о социально-профессиональной деятельности людей. Каковы бы ни были критерии возрастных различий, их биологическая подоснова неустранима: ясно, что ребенок не может управлять государством, фирмой, армией, а пожилой человек выполнять тяжелую физическую работу.
В современном обществе принято деление жизни человека на следующие возрастные группы: младенчество, детство, юность, молодость, средний возраст и старость. В каждом обществе существуют некоторые формальные и неформальные возрастные нормы, в которых отражаются представления о том, что должны делать люди сообразно своему возрасту.
Молодежь как социальная группа
Различия между "детьми" (детством, юностью, молодостью) и "отцами" (зрелостью, старостью) всегда осознавались обществом.
Однако эти различия стирались но мере того, как "дети" взрослели и в процессе образования и воспитания включались в общество взрослых и сами становились "отцами". Это не означает, что между "отцами" и "детьми" не было разногласий и конфликтов. Еще древние греки сетовали на то, что дети не слушаются старших, не следуют обычаям и нередко нарушают общепринятые нормы. Однако сколь бы остры ни были разногласия между поколениями, на протяжении длительного времени бунт "детей" против "отцов" рассматривался как следствие неопытности, неразумности "детей", которые рано или поздно признают правоту и мудрость "отцов".
Проблема "отцов" и "детей" обретает социальный смысл в периоды таких радикальных общественных изменений, когда ценности "отцов" воспринимаются как консервативные, препятствующие прогрессивным общественным изменениям, а ценности "детей" противостоят им как новаторские, способствующие свободному развитию человека и общества. Впервые это произошло в середине XIX в., когда интенсивные процессы индустриализации и урбанизации нарушили существовавшую веками систему наследования детьми социального и профессионального статуса родителей. До этого времени вся система воспитания и образования была нацелена не на творческое развитие ребенка, а на усвоение им социальных норм и правил, сложившихся в обществе. Промышленная революция изменила ситуацию, открыла перед молодыми людьми широкие перспективы выбора новых специальностей, получения образования, потребовала изменения политических ориентиров, связанных с процессом развития демократии, становления правового государства и гражданского общества.
Выделение детства, юности и молодости как самоценных жизненных этапов произошло в конце XIX – начале XX вв. и было связано с процессами перехода некоторых индустриальных обществ от закрытого типа к открытому. Это привело к признанию ценности личности независимо от возраста. Интерес к индивидуальности, к факторам, условиям, закономерностям ее становления и развития породил пристальное внимание общества к психологическим, социальным особенностям таких возрастных групп, как детство, юность и молодость.
Молодежь стала восприниматься как особая социальная группа, обладающая своими специфическими социальными качествами, отличающаяся своим местом в социальной структуре, имеющая собственную субкультуру. В современном делении на возрастные группы молодежь занимает место между юностью – возрастной группой, которая еще не нашла своего места в обществе – и средним возрастом, представители которого заняли соответствующую ступеньку в социальной иерархии. Молодежь – это наиболее динамичная возрастная группа, находящаяся в стадии социального самоопределения, получения высшего и специального образования, овладения основами профессиональной деятельности, обретения мировоззрения. Возрастные границы молодежи колеблются от 16 лет, когда молодые люди оканчивают школу, и до 30 лет, когда они становятся экономически самостоятельными, овладевают профессией, обретают соответствующий социальный статус, вступают в брак, воспитывают детей.
Молодежь представляет собой наиболее подвижную часть общества. Это связано с ее активными поисками своего места в жизни, отсутствием прочных социальных связей, готовностью к переменам в своей жизни и открытостью перспективам социального и индивидуального развития. Не связанные социально-профессиональными обязанностями, не обремененные семейными заботами, молодые люди с легкостью меняют место жительства, учебы, работы в поисках наилучших условий для самореализации и достижения более высокого статуса.
Выделение молодежи в качестве особой социальной группы поставило перед учеными необходимость пересмотра роли, которую эта группа играет в обществе. В 20-е гг. XX в. немецкий социолог Карп Маннгейм (1893–1947) в своей книге "Проблема поколений" показал, что в процессе смены поколений именно молодежь является субъектом социального обновления. Однако в социологии вплоть до 60-х гг. XX в. широкое распространение имела иная точка зрения, представленная американским социологом Т. Парсонсом, который полагал, что молодежь, прежде всего, объект социального воздействия. Недовольство молодежи, протестующей против существующего социального порядка, рассматривалось как отклонение от общепринятых социальных норм и потому подлежащее устранению с помощью ограничитальных и запретительных санкций. Взгляд на молодежь как на объект формирования у нее определенных социальных качеств, санкционированных официальной идеологий, господствовал и в советском обществе, которое являлось обществом закрытого типа.
Разразившийся на Западе во второй половине 60-х гг. прошлого века бунт молодежи против существовавшей социальной системы заставил ученых отказаться от теории Т. Парсонса и его сторонников. Анализ молодежного движения показал, что его активные участники были недовольны консерватизмом системы образования, вмешательством военно-промышленного комплекса в научную деятельность университетов, неравенством доступа к образованию различных этнических групп, представителей низших слоев общества. Они протестовали против социального неравенства, расовой, этнической, половой дискриминации, против консервативной политической системы, против колониализма и военного вмешательства в дела других стран (катализатором тут послужила война во Вьетнаме), против массовой буржуазной культуры. Типичным лозунгом молодых бунтарей был: "Будьте реалистами – требуйте невозможного". Этот лозунг означал требования радикального обновления всей системы капитализма.
Взаимоотношения "отцов" и "детей", степень их влияния друг на друга, глубина разрыва зависят от конкретных исторических и социальных обстоятельств. И все же "конфликт поколений" заставил по-новому взглянуть на роль молодежи в современном обществе. Стало ясно: "С кем пойдет молодежь, тому принадлежит будущее". Современное открытое общество заинтересовано в поддержании высоких темпов общественного развития, внедрения новых научных открытий и высоких технологий в производство и сферу обслуживания, в сохранении и расширении плюрализма идей, которые очерчивают новые горизонты общественного развития. Поэтому открытое общество стремится предоставить молодым людям каналы вертикальной мобильности, способствующие достижению ими экономической независимости, личностной самореализации, продвижению талантливых на верхние этажи общественной иерархии. Можно сказать, что в открытом обществе молодежь рассматривается преимущественно как носитель нового социального опыта, которого нет у старшего поколения, как источник социальных инноваций.
Однако всякое обновление есть неминуемое столкновение с разделяемыми большинством членов общества нормами. Взрослые люди, которые вписались в существующую социальную систему и связывают с ней свое будущее, далеко не всегда склонны изменить свой образ жизни, профессию, статус, даже если это востребовано ходом общественного развития. Кроме того, мы уже отмечали, что социальные институты даже в открытом обществе не могут быстро реагировать на происходящие изменения, менять в одночасье действующие "правила". Тем самым в современном развитом обществе молодежь оказывается под давлением двух взаимосвязанных тенденций: тенденцией к стабильности, устойчивости существующих социальных институтов и тенденцией к изменениям, предполагающим интенсивные, подчас радикальные преобразования общественного организма.
Не всем молодым людям удается противостоять давлению существующей нормативной системы или направить свою энергию в конструктивное творческое русло. Существующее в обществе социальное неравенство, препятствует молодежи – выходцам из социальных низов получить хорошее образование и овладеть хорошо оплачиваемой профессией. Немало молодых людей оказывается на периферии общества и выражает недовольство своим положением, свое разочарование в жизни в асоциальном и противоправном поведении. Сегодня молодежная преступность, алкоголизм, наркомания являются сложной социальной проблемой во многих индустриально развитых странах, особенно в больших городах.