Отстранение от работы
Важный элемент изменения трудового договора - отстранение от работы. К сожалению, трудовое законодательство не дает легального определения этому правовому явлению. Представляется, что отстранение от работы - это временное приостановление выполнения работником трудовой функции (временное приостановление трудового правоотношения) по приказу (распоряжению) работодателя либо по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ в целях предотвращения возможных неблагоприятных последствий и профилактики правонарушений и сопровождающееся, по общему правилу, приостановкой выплаты заработной платы.
Первым нормативным правовым актом, предусматривающим право администрации предприятий и учреждений отстранить по своей инициативе от работы рабочих и служащих, было Разъяснение Народного комиссариата труда РСФСР от 21 мая 1925 г. "О порядке применения пункта "д" статьи 47 КЗоТ". В соответствии с этим Разъяснением администрация имела право в интересах дела отстранить трудящегося от работы и приостановить выплату заработной платы в случаях, если работник застигнут с поличным при совершении преступления, непосредственно связанного с его работой, и если он сознался в совершении такого преступления.
КЗоТ РСФСР 1971 г. впервые в истории российского трудового права закрепил отдельную норму об отстранении от работы (ст. 38).
Логично, что ст. 76 ТК РФ, регулирующая отстранение от работы, закреплена в гл. 12 "Изменение трудового договора" (непосредственно перед гл. 13 "Прекращение трудового договора"). Это свидетельствует о том, что отстранение от работы (недопущение к работе) не прекращает трудового договора, а лишь временно изменяет его отдельные условия.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
o появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
o не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
o не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
o при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором;
o в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором;
o по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
o в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
Работников, отстраняемых от работы, можно подразделить на две группы:
1) работники, которых отстраняет от работы или не допускает к работе работодатель (по его инициативе);
2) работники, которых вправе отстранить компетентные органы власти либо должностные лица.
Отстранение от работы или недопущение к работе в случаях, предусмотренных ст. 76 ТК РФ, является обязанностью, а не правом работодателя. Рассматриваемое правовое явление в этих случаях - необходимая мера, направленная на предотвращение и предупреждение возможных отрицательных последствий для работодателя, а в соответствующих случаях и для работников.
В связи с этим можно предположить, что отстранение от работы или недопущение к работе допустимо и тогда, когда у работодателя есть сомнение по поводу психофизиологического состояния работника.
Очевидно, что не только в теории, но и на практике необходимо отграничивать категории "отстранение от работы" и "недопущение к работе". Различие становится заметным, если обратить внимание на момент обнаружения соответствующих обстоятельств (юридических фактов), служащих основанием для отстранения или недопущения к работе.
Работодатель обязан не допускать к работе работника в случае, если он находится в состоянии алкогольного, наркотического либо иного токсического опьянения до начала работы (выполнения трудовой функции). И напротив, работодатель обязан отстранить работника от работы (выполнения трудовой функции), если он в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения выполняет работу (трудовую функцию).
Обоснованной новеллой ст. 76 ТК РФ является норма об обязанности работодателя отстранить работника по такому основанию, как непрохождение психиатрического освидетельствования. В соответствии с Законом РФ от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" психиатрическое освидетельствование проводится с целью определения, страдает ли обследуемый психическим расстройством и нуждается ли он в психиатрической помощи. Психиатрическое освидетельствование, а также профилактический осмотр должны проводиться по просьбе или с согласия обследуемого, а в отношении несовершеннолетнего лица в возрасте до 15 лет - по просьбе или с согласия его родителей либо иного законного представителя.
В постановлении Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" предусмотрены случаи, когда необходимо проходить обязательное психиатрическое освидетельствование.
В качестве примера отстранения от работы по требованию органов власти и должностных лиц, уполномоченных федеральным законом, можно привести отстранение обвиняемого. В соответствии со ст. 114 УПК РФ в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности следователь с согласия руководителя следственного органа, дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.
В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление судьи о временном отстранении обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
Можно привести и другие случаи отстранения от работы. Так, согласно Федеральному конституционному закону от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" возможно отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных организаций (других лиц, временно исполняющих их обязанности), а также руководителей негосударственных организаций в связи неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей.
К иным случаям, предусмотренным федеральными законами, очевидно, относятся случаи отстранения от работы государственных гражданских служащих в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Отстранение от работы может быть предусмотрено и иными нормативными правовыми актами РФ. Например, в постановлении Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте" предусмотрено, что работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан вносить руководителю организации предложения об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.
Законами субъектов РФ, другими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления могут устанавливаться случаи отстранения или недопущения к работе, например муниципального служащего за нарушение служебной дисциплины.
Анализ норм гл. 12 ТК РФ "Изменение трудового договора" также свидетельствует о необходимости их оптимизации.
Согласно ст. 72.2 ТК РФ при переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных ч. 2 и 3 этой статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Представляется, что данное положение относится в большей мере к институту заработной платы и, как следствие, оно должно быть закреплено в гл. 21 "Заработная плата".
Статья 73 ТК РФ "Перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением" содержит нормы об отстранении от работы (ч. 2), о прекращении трудового договора (ч. 3,4) и заработной плате (ч. 2). Кроме того, нельзя не заметить, что название ст. 73 Кодекса и ее ОГЛАВЛЕНИЕ не соответствуют друг другу.
В то же время следовало бы учесть, что положения о прекращении трудового договора во многом повторяют (дублируют) п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Нормы об отстранении от работы естественно и логично было бы закрепить в ст. 76 ТК РФ.
Особо нужно отметить необоснованность закрепления ст. 75 ТК РФ "Трудовые отношения при смене собственника имущества организации, изменении подведомственности организации, ее реорганизации" в гл. 12 Кодекса, ибо ее ОГЛАВЛЕНИЕ свидетельствует не об изменении, а о прекращении трудового договора.
Из ст. 76 ТК РФ целесообразно исключить норму о том, что "в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой". Данную норму следовало бы закрепить в гл. 21 ТК РФ "Заработная плата".
Относительно отстранения от работы в случае непрохождения психиатрического освидетельствования заслуживает внимания точка зрения о необходимости внести изменения в нормативные правовые акты, в первую очередь в Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Логичной была бы Вперед формулировка ч. 1 ст. 4 указанного Закона: "Психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица (или с его согласия), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, а также при прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"".
Кроме того, необходимо привести ст. 76 ТК РФ в соответствие с нормами КоАП РФ, в частности, целесообразно было бы изменить возможный срок приостановления специального права работника как основания отстранения от работы (недопущения к работе) с двух месяцев до двух лет.
Словосочетание "по требованию органов" необходимо дополнить словом "власти", так как согласно федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ субъектами права требовать отстранения от работы (недопущения к работе) работника обладают только органы власти различных уровней (суд, федеральная инспекция труда и т.п.).
Поскольку ст. 76 ТК РФ содержит пробел в виде отсутствия указания на ее цели, предлагается ч. 1 данной статьи изложить в следующей редакции: "В целях предупреждения возможности наступления вредных и (или) опасных для жизни и здоровья работника, работодателя или общества последствий работодатель обязан отстранить от работы или не допускать к работе работника".