Оценки Таможенного союза
Попытки оценить последствия интеграционных процессов для развития мировой и, в частности, западноевропейской торговли предпринимались западными аналитиками в 1950–1960-е гг. с использованием методологии, разработанной в трудах Б. Балашши, Дж. Винера, Р. Липси и других зарубежных теоретиков региональной экономической интеграции. Оценка проводилась путем сопоставления товаропотоков между странами-участницами до и после образования таможенного союза.
Согласно теории Дж. Винера[1], результатом таможенного союза могут быть статичные и динамические экономические последствия (static and dynamic effects). Первые проявляются сразу же после завершения формирования таможенного союза и имеют краткосрочный характер; для проявления вторых требуется время, но они имеют более важное значение для перспектив развития хозяйственных связей между странами-членами.
К статичным последствиям относятся, по терминологии Винера, "создание торговли" (trade creation) и "отклонение торговли" (trade diversion). Образование новых товаропотоков, оцениваемое с точки зрения влияния на внутрирегиональную торговлю со знаком "плюс", происходит, если либерализация взаимной торговли участников ведет к замещению отечественных товаров более дешевым импортом из стран-партнеров, поскольку это означает повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов и более рациональное распределение производства внутри интеграционного объединения. Отклонение товаро- потоков (со знаком "минус") возникает в случае нерационального замещения продукции третьих стран импортом товаров из стран-партнеров по таможенному союзу, в первую очередь это касается товаров, обложение которых при ввозе в ЕС повысилось в связи с введением единого внешнего тарифа.
Динамические (долговременные) последствия образования таможенного союза, согласно теории Дж. Винера, также могут быть позитивными и негативными. Ниже приводится их анализ, сделанный с учетом современных тенденций развития региональной интеграции и, в частности, опыта ЕС.
Следующие динамические последствия относят к позитивным.
1. Расширение масштабов производства за счет увеличения размеров рынка, позволяющего фирмам и отраслям использовать производственные мощности, которые не находили применения до создания таможенного союза (в первую очередь это касается железнодорожного и автотранспорта, производства электроэнергии, химической, сталелитейной и автомобильной промышленности).
2. Рост эффективности производства в результате углубления специализации и кооперирования в соответствии с законом сравнительных преимуществ. В этом направлении действует и обострение конкуренции на расширенном рынке, вынуждая предприятия принимать меры к снижению издержек производства и улучшению качества продукции, в том числе за счет применения инновационных материалов и технологий.
До начала 1980-х гг. в рамках ЕС преобладала межотраслевая кооперация, а страны-члены специализировались на отраслях промышленности, в которых они обладали конкурентными преимуществами. С началом осуществления программы создания единого рынка стала ускоренными темпами расти внутриотраслевая кооперация, когда страны специализируются на продукции одних и тех же отраслей, по с разными ценовыми и качественными характеристиками. Например, дешевая типовая одежда импортируется, а дорогая и фирменная идет на экспорт. За период 1985–1994 гг. доля торговли продукцией внутриотраслевой кооперации
возросла с 35 до 42% от общего объема товарооборота между странами ЕС, а доля торговли межотраслевой продукцией осталась на уровне 1985 г. – 20%[2].
3. Активизация движения капиталов между странами- участницами в целях более рационального применения финансовых ресурсов. Отмечается увеличение притока капитала из-за пределов таможенного союза в течение и после его создания, вызванное стремлением компаний третьих стран создавать там дочерние предприятия в расчете обойти единый внешний тариф и воспользоваться выгодами свободного от торговых барьеров регионального рынка. Об этом свидетельствует, в частности, динамика экспорта капитала из США в ЕС. Если в 1950 г. на страны "европейской шестерки" приходилось 5,4% прямых зарубежных инвестиций США, а в 1957 г. – 6,6%, то к 1964 г. доля этих стран увеличилась более чем вдвое – до 12,2%. К середине 1980-х гг. на ЕС-12 приходилось 28% мировых иностранных инвестиций[3].
4. Ускорение роста торговли между участниками таможенного союза и повышение ее доли в общем товарообороте стран-участниц. После образования ЕС в результате постепенной либерализации таможенного режима доля взаимной торговли шести стран-учредителей в их внешнем товарообороте возросла с отметки менее 40% в 1958 г. до 50% в середине 1960-х гг. и продолжала расти вплоть до начала 1970-х гг., несмотря на интенсивное развитие торговых связей с другими западноевропейскими странами, США и Японией[3]. Естественно, это ускорение нельзя относить только за счет мероприятий, осуществляемых в рамках таможенного союза, но создание последнего существенно способствовало ему.
5. Укрепление позиций участников таможенного союза на двусторонних и многосторонних (в рамках ВТО) переговорах по торгово-инвестиционным вопросам, дающее возможность добиваться улучшения условий доступа предприятий стран-участниц на внешние рынки. В частности, наличие единого внешнего тарифа дает таможенному союзу неоспоримое преимущество перед зоной свободной торговли. ЕС активно использует этот инструмент для заключения разного рола преференциальных торговых соглашений с отдельными третьими странами и группами стран.
Среди негативных динамических последствий следует отметить:
1) уменьшение корректирующих возможностей регулирования внешней торговли стран-участниц в кризисных ситуациях в результате таможенного "разоружения". Например, если до создания таможенного союза страны ЕС имели рычаги регулирования импорта (тарифные и нетарифные), в том числе применявшиеся к ввозу из стран-партнеров, то впоследствии они практически лишились этих средств самозащиты. Предусмотренные договором защитные оговорки могут практиковаться только с разрешения органов ЕС, причем исключительно в отношении импорта из третьих стран;
2) усиление диспропорций в развитии отдельных регионов под влиянием оттока капиталов из менее развитых стран- участниц в ведущие страны таможенного союза, поскольку предприятия в последних технически лучше оснащены, более конкурентоспособны и, соответственно, обеспечивают более высокие доходы. Таким образом, либерализация торговли и инвестиций может, при отсутствии эффективной региональной политики, привести к замедлению развития периферийных районов, увеличению в них безработицы и обострению других социально-экономических проблем;
3) повышение неустойчивости курсов национальных валют и их негативное влияние на передвижение внутри таможенного союза товаров, услуг и капиталов. Это влечет за собой необходимость совместного регулирования валютной сферы. Страны ЕС после безуспешных попыток добиться стабильности за счет уменьшения диапазона взаимных отклонений курсов национальных валют пошли по пути создания валютного союза и введения единой валюты – евро (хотя, как показали проявляющиеся в настоящее время признаки кризиса "еврозоны", единая валюта сама но себе не является достаточным условием стабильного функционирования интеграционного объединения). В учредительных документах многих региональных объединений, в том числе развивающихся стран, также предусмотрены положения о создании в перспективе в той или иной форме валютного союза.
Оценить в целом влияние современного таможенного союза на развитие экономики участвующих в нем стран сложно по двум причинам. Во-первых, практически невозможно определить вклад таможенного союза в экономический рост, стимулируемый и другими интеграционными мероприятиями, например, по созданию экономического пространства или единого внутреннего рынка, предусматривающими устранение препятствий в торговле услугами, на пути движения капиталов и рабочей силы. При этом необходимо учитывать также изменения в составе участников (в ЕС, например, за время существования таможенного союза их число увеличилось с 6 до 27).
Во-вторых, трудно отделить эффект интеграции от действия таких факторов, как экономическая и политическая обстановка в отдельных странах-членах таможенного союза, регионе и мире в целом. В частности, в 1950-х – 1960-х гг., когда влияние таможенного союза стран ЕС проявлялось особенно заметно, экономический подъем в этих странах стимулировался благоприятной общехозяйственной конъюнктурой в Европе, активной деятельностью европейских компаний по восстановлению пострадавшего в ходе II мировой войны хозяйства и отмечавшимся выше притоком иностранного капитала, восполнившим нехватку собственных финансовых средств.
Последние десятилетия интеграционные процессы в ЕС находились под воздействием глобализации мировой экономики, ускорения научно-технического прогресса, колебаний в темпах развития мирового хозяйства и – в самое последнее время – под влиянием глубокого финансового и экономического кризиса, разразившегося осенью 2008 г., последствия которого не преодолены в ЕС до сих нор.
Оценки западных аналитиков, дававшиеся до или вскоре после завершения создания таможенного союза с использованием методологии Винера, чаще всего были завышены и не подтвердились. По расчетам российских экспертов, чистый эффект от функционирования таможенного союза составил в конце 1960-х гг. 0,5-1,0% совокупного ВВП его участников[5]. Примерно такая же оценка (1% ВВП в начале 1960-х гг.) приводится в докладе Европейского центра международной политической экономии, подготовленном к 50-летию со дня вступления в силу Римского договора[6].
К 1972 г. интеграция, как считают эксперты Центра, повысила совокупный ВВП стран ЕС на 2,2%, а к 1981 г. – на 5,9%. Другие исследования, наоборот, показали отсутствие влияния Римского договора на экономический рост в этих странах или же привели к противоречивым результатам.