Оценка возможностей производственного субсидирования АПК с учетом ограничений по "желтой корзине"

На момент присоединения России к ВТО в специальной, а не только публицистической литературе, было высказано много заявлений о "критически низком" уровне государственной поддержки отечественного АПК, разрешенном "нам" после переходного периода. Прежде всего речь шла о так называемой желтой корзине с объемом в 4,4 млрд долл. При этом, к сожалению, познания многих исследователей о государственной поддержке национального аграрного сектора в условиях членства страны в ВТО ограничивались исключительно понятиями "желтой" и "зеленой" корзин, да и то без их строгого методологического осмысления.

Об алгоритме формирования той же "желтой корзины", изложенном в базовом документе ВТО – Соглашении по сельскому хозяйству, писали немногие. А конкретные и квалифицированные расчеты по проблематике присоединения страны к ВТО научной общественности представили единицы.

По всей видимости, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (далее – Государственная программа) также была принята во многом с поправкой на ограничения ВТО. Создается впечатление, что в значительной мере из-за боязни санкций ВТО по превышению допустимых уровней "желтой корзины" Государственная программа предусматривает отмену с 2013 г. 10-летнего субсидируемого кредитования сельскохозяйственных организаций по инвестиционным кредитам, полученным ими в коммерческих банках на приобретение сельскохозяйственной техники отечественного производства, а также субсидирования новых инвестиционных кредитов, полученных на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов птицеводства, – с 1 января 2015 г., на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов свиноводства – с 1 января 2017 г.

Отказ от затратного для бюджета субсидируемого кредитования в передовых (на сегодняшний день) отраслях может привести, с одной стороны, к постепенной утрате конкурентоспособности их продукции на внутреннем рынке, с другой стороны (что не менее существенно), к утрате данными отраслями своей инвестиционной привлекательности.

Обеспечить доступность инвестиционных кредитов – важная задача федеральных и региональных властей в условиях членства страны в ВТО.

На сегодняшний день существует реальная потребность в прояснении ситуации и уточнении перспектив производственного субсидирования отечественного сельского хозяйства с учетом принятых страной обязательств перед ВТО.

Исходя из методологии ВТО, прежде чем приступить к оценке возможностей производственного субсидирования национального сельского хозяйства, необходимо определиться с "наполнением" его "зеленой корзины". Ниже представлен перечень мероприятий, подпрограмм и федеральных целевых программ (ФЦП), который, по мнению авторов, формирует "зеленую корзину" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.

Перечень основных мероприятий, подпрограмм и ФЦП Государственной программы, финансируемых в режиме "зеленой корзины"

Финансирование мероприятий НИОКР (садоводство и виноградарство).

Финансирование мероприятий НИОКР (защищенный грунт).

Поддержка сельхозтоваропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Мониторинг информации о товарных и потребительских свойствах зерна.

Развитие северного оленеводства и табунного коневодства.

Предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.

Обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации.

Гранты на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров.

Оформление земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.

Развитие биотехнологий.

Обеспечение реализации Государственной программы.

Социальное развитие села до 2013 г.

Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.

Мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе материалов агрохимического и эколого-токсикологического обследований и формирование информационной базы данных.

Реабилитация почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

Этот перечень мероприятий не вполне согласуется с представлениями Минсельхоза России и ряда ученых о содержании "зеленой корзины" Государственной программы.

В Минсельхозе России и ранее считали, что в перечень должны войти субсидии по страхованию урожаев и расходы на мелиорацию земель. В свое время об этом заявляла Е. Б. Скрынник. С принятием же новой Государственной программы в числе мер, не подпадающих под ограничения ВТО, в Минсельхозе рассматривают и "несвязанную поддержку" доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, "которая удовлетворяет всем правилам ВТО (относится к “зеленой корзине” и может использоваться без ограничения)"[1]. По нашему мнению, чтобы с этим согласилась и ВТО, необходимо внести поправки содержательного характера в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации и Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства".

Вслед за определением годовых объемов "зеленой корзины" необходимо провести расчеты объемов de minimis и текущих АМП в соответствии с алгоритмом, представленным на рис. 10.1. При этом в ходе расчетов следует использовать:

• прогнозные объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции, определенные на основе балансового метода и метода экспертных оценок;

• прогнозные уровни цен отечественных товаропроизводителей (по основным видам сельскохозяйственной продукции), определенные на основе среднегодовых темпов роста за аналогичный по продолжительности предшествующий период (2005–2012 гг.) с использованием корректирующих коэффициентов и метода экспертных оценок;

• прогнозные объемы валовой продукции отечественного сельского хозяйства, определенные с использованием прогнозных индексов цен и физических объемов производства;

• планируемые объемы прямого субсидирования отечественных СХТ, представленные в Государственной программе;

• прогнозные объемы косвенного субсидирования отечественных СХТ посредством сохранения налоговых льгот, объемы которых определялись на основе среднестатистических данных за 2010-2012 гг.;

• уровни среднегодового курса доллара США (в рублях) по варианту 2 (умеренно оптимистическому), представленные в прогнозе социально-экономического развития страны до 2016 г., а затем и до 2030 г. (разработчик – Минэкономразвития России).

В целях оценки финансовой реализуемости Государственной программы в условиях принятых Россией ограничений по "желтой корзине ВТО" целесообразно использовать сценарный подход.

Сценарий 1 исходит из того, что бюджетное финансирование осуществляется в пределах Государственной программы; объем "зеленой корзины" определяется на основании Перечня основных мероприятий, подпрограмм и ФЦП Государственной программы, финансируемых в режиме "зеленой корзины".

Результаты проведенных расчетов в рамках сценария 1 представлены в табл. 10.2.

Эти расчеты показали, что с точки зрения ограничений ВТО по "желтой корзине" Государственная программа может быть реализована в полной мере, т.е. структура ее расходов и объемы производственного субсидирования не войдут в противоречие с требованиями базового документа ВТО – Соглашения по сельскому хозяйству.

По данным табл. 10.2 видно, что в случае реализации сценария 1 максимальный объем "желтой корзины" составит в Российской Федерации примерно 2 млрд долл. США. По расчетам, данный уровень может быть достигнут по итогам 2015 г. В то же время в конце переходного периода и в последующие два года прогнозируется объем "желтой корзины", не превышающий 1,2 млрд долл. США.

Таким образом, расчеты показывают, что в 2018–2020 гг. при необходимости можно будет ежегодно направлять в отечественный аграрный сектор объемы дополнительных производственных субсидий, эквивалентные 3,2 млрд долл. Это станет возможным прежде всего потому, что благодаря режиму de minimis в "желтую корзину" не попадут от 207 до 214 млрд руб. продуктовых и непродуктовых субсидий. Таким образом, режим de minimis позволит не только в полной мере выйти на параметры производственного субсидирования, предусмотренные Государственной программой, но и, не входя в противоречие с обязательствами перед ВТО, сформировать возможности для увеличения производственного субсидирования отечественного сельского хозяйства на 125– 132 млрд руб. (в стоимостных соотношениях 2018–2020 гг.).

Что же касается добровольных обязательств России, направленных на удержание до 2017 г. "продуктовых" субсидий на 30%-ном уровне от объема "непродуктовых", то здесь возникают методические и нормативно-правовые коллизии. Причина же этого кроется в чрезмерной методической размытости, неконкретности механизма, получившего юридическое закрепление в докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

При строго методическом подходе (вариант 1) к указанной проблеме следует, что деление на компоненты продуктово-специфической и непродуктово-специфической поддержки производится страной на завершающей стадии формирования "желтой корзины". При этом показатель непродуктово-специфической поддержки определяется формулой АМПнпс = НС + КС (см. табл. 10.2). По нашим расчетам, соотношение АМПнпс и ВПсх в условиях сценария 1 не превысит за весь период реализации Государственной программы даже 3,55%. Следовательно, по методике ВТО значения данной компоненты обнуляются в рамках "желтой корзины" и автоматически попадают в объем de minimis.

По нашему мнению, при АМПнпс = 0 значения формулы (АМПпс / АМПнпс) < 0,3 будут лишены финансово-экономического смысла, а обязательства страны по п. 1187 доклада Рабочей группы потеряют юридическую силу. Однако данное положение нуждается в признании сторон. И если указанная аргументация не будет нормально воспринята ВТО, то федеральному правительству придется "переформатировать" всю Государственную программу.

Таблица 10.2

Оценочные объемы и структура государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (СХТ) Российской Федерации на 2013–2020 гг. Сценарий 1

Показатель

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем бюджетного финансирования Государственной программы – всего, млрд руб.

238,862

236,753

263,247

280,033

294,301

310,327

325,120

338,670

в том числе:

финансирование мероприятий "зеленой корзины"

49,578

38,360

39,132

57,146

59,817

65,940

71,514

78,775

прямые производственные субсидии

189,284

198,392

224,115

222,887

234,484

244,387

253,606

259.895

из них:

продуктовые субсидии de minimis (Dпс)

37,114

37,582

43,356

43,522

44,134

65,887

65,150

66,225

продуктовые субсидии "желтой корзины" (текущая АМПпс)

57,313

59,418

66,950

67,728

67,805

45,752

46,258

46,134

непродуктовые субсидии (НС)

94,857

101,393

113,809

111,637

122,546

132,749

142,197

147,536

Косвенные субсидии (КС)*, млрд руб.

27,500

27,700

28,500

28,700

28,800

28,900

29,000

29,000

НС + КС, млрд руб.

122,357

129,093

142,309

140,337

151,346

161,649

171,197

176,536

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (ВПсх), млрд руб.

3451,1

3723,7

4017,9

4335,3

4677,8

5047,4

5446,1

5876,4

Соотношение объема (НС + КС) и ВПсх, %

3,55

3,47

3,54

3,24

3,24

3,20

3,14

3,00

Курс рубля по отношению к доллару США, руб/1 долл.

31,40

32,10

33,70

34,90

37,10

39,30

40,80

41,20

Совокупная текущая АМП ("желтая корзина"):

млрд руб.

млрд долл. США

57,313

1,825

59,418

1,851

66.9501

1,987

67,728

1,941

67.805

1,828

45.752

1,164

46,258

1,134

46,134

1,120

Допустимый уровень совокупной текущей АМП, млрд долл. США

9,000

8,100

7.200

6,300

5,400

4,400

4,400

4,400

Соотношение (Dпс + АМПнс) и (НС + КС), %

77,2

75,1

77,5

79,3

74,0

69,1

65,1

63,6

* Объем косвенных субсидий (КС) рассчитан на основе льгот, предоставляемых СХТ по уплате: НДС (ставка 10%), налогу на прибыль (ставка 0% по прибыли, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и др.

В ситуации с докладом Рабочей группы плохо то, что предлагаемые в нем (п. 1187) механизмы никак не комментировались переговорщиками и не уточнялись в методическом плане. Отсюда велика вероятность их толкования в расширительном ключе. Вполне возможно, что участники переговоров склонялись к расчетам по формуле, представленной нами в последней строке табл. 10.2 – соотношение (Duc + АМПпс) и (НС + КС). Собственно, это и есть вариант 2 методики расчетов. Однако в таком случае может оказаться, что продуктовое субсидирование в рамках Государственной программы в период 2013–2017 гг. в 2,5-2,6 раза превысит допустимый уровень. В тактическом отношении это может привести к пересмотру форм и процедур субсидирования, но не приведет к сокращению их объемов, если правильно пользоваться режимом de minimis. Обладание же этим инструментом является задачей стратегической.

Понимание того, что режим de minimis является официально разрешенным, т.е. законным путем "отвода" производственных субсидий от ограничиваемого ВТО уровня "желтой корзины", должно методически вооружать агрополитические структуры страны. По существу, режим de minimis позволяет стране иметь производственное субсидирование, в несколько раз превышающее разрешенный уровень "желтой корзины". Почему-то этому аспекту, на наш взгляд, не уделяется должного внимания в практике принятия агрополитических решений и при разработке научно-методических рекомендаций по агрополитической проблематике. Более того, мы считаем, что уровень de minimis нуждается в постоянном мониторинге и формировании соответствующих структурных подразделений в системе органов государственного отраслевого управления.