Оценка ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера
Ущерб от ЧС является одним из наиболее сложно определяемых с методической точки зрения показателей. Для полной оценки ущерба от ЧС требуется привлечение данных с большого количества объектов. Кроме того, определение ущерба носит конфликтный характер, поскольку затрагивает интересы различных субъектов экономики. Вследствие этого вопрос определения величины комплексного экономического ущерба всегда был трудно решаемым и долгое время не имел должного методического обеспечения.
На сегодняшний день разработано много методик оценки ущерба от техногенных, природных и антропогенных опасностей. Наибольшее развитие получили методы оценки ущерба, вызванного аварийными ситуациями в техносфере. Большинство из разработанных методик являются авторскими и прежде всего относятся к опасным промышленным производствам. Наиболее подробные методики разработаны для аварий в нефтегазовой отрасли. В сфере природных рисков наиболее полно проработаны методы оценки ущерба от лесных пожаров и наводнений.
Методы оценки ущерба от природных ЧС существенно отличаются от методов оценки ущерба от техногенных ЧС. Прежде всего это связано с существенным отличием вида и масштаба последствий. Однако унифицированная методика оценки ущерба от всех видов природных опасностей отсутствует, хотя существуют рекомендации международных организаций. В 2004 г. в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (Федеральное государственное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Федеральный центр науки и высоких технологий)) была разработана "Единая межведомственная методика оценки ущерба от ЧС техногенного характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций". Но решение практических задач по оценке ущерба от природных ЧС с использованием этой методики в ряде случае является затруднительным по ряду причин методологического характера.
Экстремальные природные явления и процессы вызывают последствия, которые в зависимости от масштаба могут проявляться в различных сферах деятельности личности, общества и государства. Последствия возникают как непосредственно после события, так и на протяжении относительно длительного времени после него. В общем случае проявления природных рисков могут привести к следующей цепочке: последствия – потери – ущерб – возмещение.
Последствия объединяют все виды изменений в социально-экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности государства, которые инициируются или усиливаются произошедшим стихийным явлением.
Потери – это часть последствий, которые связаны с негативными изменениями в основных сферах деятельности личности и государства; результат негативного изменения, выражающийся в нарушении целостности объектов или ухудшении их свойств – болезнь или даже смерть человека; нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности; утрата того или иного вида собственности, других материальных, культурных, исторических или природных ценностей, ухудшение качества природной окружающей среды.
Понятие "последствия стихийного бедствия" носит обобщенный экономический характер, в то время как ущерб – это экономическая характеристика, которая представляет последствия в стоимостном выражении, т.е. ущерб – это оцененные в денежном выражении последствия.
В зависимости от вида стихийного бедствия возникают различные последствия, различающиеся как по своей природе, так и по масштабам потерь.
Возможные последствия основных видов стихийных бедствий представлены в табл. 17.1. Следует отметить, что последствия в общем случае могут носить как негативный, так и позитивный характер. В частности, это может выражаться в увеличении продуктивности сельскохозяйственных угодий после наводнений, а также в росте производительности отдельных отраслей промышленности после ЧС.
Особенностью стихийных катастроф является системный характер их последствий. Например, в период катастрофических наводнений на юге России в 2002 г. возникла не только угроза биологических ЧС из-за затоплений скотомогильников, но и вероятность социальных конфликтов, вызванных случаями мародерства в зоне отселения. Как показывает международный опыт, последствия, возникающие непосредственно после ЧС, могут приводить как к материальным, так и к социально-политическим последствиям. Примеры стран Азии и Африки показывают возможность ситуаций, когда стихийные бедствия приводили к социальным кризисам и даже попыткам государственных переворотов.
Таблица 17.1
Последствия, вызванные некоторыми опасными природными явлениями
Природное явление |
Проявление на земной поверхности |
Последствия |
|
для инфраструктуры |
для сельского хозяйства |
||
Землетрясение |
Разрывы, трещины, провалы, оседания, оползни, обвалы, лавины |
Повреждение и обрушение зданий, дорог, мостов, подземных коммуникаций и других сооружений. Завал зданий и сооружений, перекрытие рек, возникновение пожаров |
Небольшие потери в зоне воздействия, повреждения ирригационных систем, локальные потери урожая |
Тайфун, ураган |
Сильный ветер, штормы, наводнения, нагоны, оползни, сели, эрозионное разрушение берегов |
Повреждение зданий, линий электропередач, дорог, мостов и других сооружений |
Потери деревьев, урожая, эрозия, засоление почвы, повреждение ирригационных систем |
Засуха |
Растрескивание почвы, пыльные бури, опустынивание |
Малые последствия |
Гибель деревьев и сельскохозяйственных культур, эрозия почвы, нанос песка |
Наводнение |
Эрозионное разрушение берегов, оползни, сели, наносы ила |
Повреждение, обрушение зданий и других сооружений, выход из строя водозаборов |
Потери зерновых и древесины, улучшение качества почвы |
Цунами |
Наводнения |
Разрушение или повреждение зданий и сооружений |
Локальные потери зерновых, гибель деревьев, отложение соли |
Извержение вулкана |
Потоки лавы, сели, оползни |
Разрушение или повреждение зданий и сооружений, возникновение пожаров |
Гибель леса и насаждений вблизи вулкана, лесные пожары, загрязнение почвы |
От землетрясений, ураганов и других опасных природных явлений с 1970 по 2010 г. в мире погибло около 3,3 млн чел. (в среднем 82 500 чел. в год), совокупные размеры ущерба от всех видов стихийных бедствий за период с 1970 по 2008 г. составили 2300 млрд долл. США (по курсу на 2008 г.), или 0,23% от общего объема мирового производства.
Территория Российской Федерации, отличающаяся разнообразием и сложностью природно-климатических и техногенных условий, подвержена большинству известных природных опасностей. В 1997 г. ущерб от стихийных бедствий составил 3,56 млрд руб., в 1998–12,2 млрд, в 1999 г. – 19,0 млрд, в 2000 г. – 23,3 млрд, в 2001 г. – 31,1 млрд руб., и данная тенденция, к сожалению, сохраняется до настоящего времени. Анализ составляющих ущерба показывает, что основной вклад вносят наводнения и лесные пожары. Значительную угрозу для населения и инфраструктурных объектов представляют сейсмические опасности, поскольку более 25% территории страны с населением 20 млн чел. может подвергаться землетрясениям силой 7 баллов и выше[1].
Одним из важных аспектов оценки ущерба от экстремальных природных явлений является его классификация. Пример классификации видов ущерба приведен на рис. 17.2. Данная классификация охватывает все основные составляющие ущерба, вызванного природными ЧС.
В дальнейшем используется подход, изложенный в письме Министерства природных ресурсов России от 27.11.2000 № ВП-61/6349 "Об индексации платы за загрязнение окружающей природной среды на 2001 год", экономические последствия природной ЧС описываются в терминах прямого, косвенного и вторичного ущерба.
Под прямым ущербом в результате ЧС понимаются потери и убытки всех представляющих интерес для жизнедеятельности человека объектов, которые попали в зону действия поражающих и вредных факторов опасного явления.
Прямой ущерб связан с мгновенными проявлениями последствий в зоне ЧС и включает в себя:
• ущерб, причиненный жизни и здоровью конкретных людей (медико-биологический);
• ущерб социально-экономической системе (социально-экономический);
• ущерб государству (социально-политический);
• ущерб, причиненный природной среде (экологический).
Ущерб жизни и здоровью конкретных людей определяется
конкретными нарушениями их здоровья, приводящими для некоторой их общности (население страны, общество) к социальным потерям и в итоге к сокращению средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни.
Составляющая ущерба, причиненного жизни и здоровью конкретного человека, включает разовые компенсационные выплаты, которые связаны с потерями среди населения и в общем случае могут быть классифицированы на основе схемы возможных последствий (рис. 17.3).
Рис. 17.2. Классификация видов ущерба от ЧС
Из схемы видно, что разовые компенсации связаны с выплатами семьям погибшим, получившим ущерб здоровью, а также той части населения, которая потеряла свое жилье либо жилье которой было повреждено. Размеры разовых компенсаций зависят от уровня экономического развития государства, региона, где произошла природная катастрофа, и ряда других факторов.
Ущерб социально-экономической системе состоит в утрате того или иного вида собственности, затратах на переселение людей, выплате компенсаций пострадавшим, упущенной выгоде от не заключенных и расторгнутых контрактов, нарушении процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшении условий жизнедеятельности людей и т.д.
Рис. 17.3. Схема возможных последствий воздействия природной ЧС для населения
Ущерб от потери жилья включает стоимость здания, мебели, бытовой техники и оборудования. Одна из серьезных проблем, возникающая при определении величины этого ущерба, состоит в выборе базовых показателей, которые лежат в рамках показателей:
1) удельный ущерб на 1 м2 усредненного стандартного жилья, умноженный на площадь последствий ЧС;
2) затраты, которые готово нести государство (муниципальные, региональные или федеральные органы власти) для обеспечения жильем населения на территории ЧС.
Прямые потери объектами инфраструктуры включают потери недвижимости и запасов готовой продукции, полуфабрикатов или других материалов. Ущерб связан с полным или частичным разрушением объектов инфраструктуры, зданий, установок, сооружений, средств транспорта, потерей сельскохозяйственных угодий, ирригационных и гидротехнических сооружений. В составляющие прямого ущерба входят также потери урожая, если ЧС произошла в период его сбора. Затраты на восстановление объектов инфраструктуры зависят от вида ЧС и масштабов последствий.
Ущерб государству может быть выражен в нарушении государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества и т.д.
Ущерб, нанесенный природной среде, выражается в ухудшении ее состояния, потерях народнохозяйственной ценности территории, затратах на ее реабилитацию и т.д.
Косвенный ущерб от ЧС – это потери, убытки, дополнительные затраты, которые несут объекты экономики, не попавшие в зону действия негативных факторов опасного явления и вызванные нарушениями и изменениями в сложившейся структуре хозяйственных связей, инфраструктуре, а также потери (дополнительные затраты), вызванные необходимостью проведения отдельных мероприятий по ликвидации последствий стихийного бедствия или аварии.
Косвенный ущерб связан со снижением производительности в различных секторах экономики на территории ЧС и в прилегающих регионах. Данная составляющая ущерба может проявляться как непосредственно после ЧС, так и на протяжении некоторого периода времени (несколько лет). В общем случае можно выделить следующие составляющие:
• снижение производства продукции;
• снижение производительности в сфере услуг;
• дополнительные затраты в социальной сфере и отдельных отраслях экономики;
• снижение налоговых поступлений на территории ЧС.
Косвенный ущерб может быть оценен как разность между доходами от производства товаров и услуг до ЧС и после нее минус дополнительные затраты, возникшие в период ликвидации последствий и восстановления. Например, косвенный ущерб, вызванный аварийной эксплуатацией систем водоснабжения, связан со строительством временных водоводов, использованием дополнительных резервуаров. Другим примером может служить необходимость использования временных или резервных источников энергоснабжения. Существенной составляющей ущерба может стать снижение дохода компаний, обеспечивающих основные потребности населения в зоне бедствия, поскольку часто возникает не только снижение потребности в ресурсах, но и вводится государственное регулирование, направленное на снижение цен.
Косвенный отдаленный (вторичный) ущерб имеет более сложную природу и является результатом реагирования всей системы социально-экономических отношений в стране на воздействие природной ЧС. Необходимо подчеркнуть, что данная составляющая не является простой суммой прямого и косвенного ущерба. Ущерб от вторичных эффектов – это разность между стоимостной оценкой потерь во всех секторах экономики и дополнительным доходом в отдельных сферах деятельности. Обычно макроэкономические последствия природной ЧС проявляются в течение пяти лет и могут включать следующие составляющие:
• изменение темпов роста (падения) валового внутреннего продукта;
• изменение структуры импортно-экспортных операций;
• снижение объемов налоговых поступлений;
• влияние на рынок рабочей силы и т.д.
Независимо от методологии оценки составляющих ущерба можно выделить три основных типа задач, возникающих при оценке экономических последствий природных ЧС:
1) прогноз ущерба для гипотетических природных ЧС;
2) экспресс-оценка прямого ущерба непосредственно после ЧС;
3) оценка всех составляющих ущерба на основе реальных данных после окончания фазы ликвидации последствий ЧС.
Первая задача направлена на оценку всех составляющих ущерба, включая долговременные последствия. Ее решение осуществляется в рамках имитационного моделирования для заданного набора сценариев развития природной ЧС (вид ЧС, наиболее вероятное развитие, наиболее тяжелые последствия и прочее). Экспресс-оценка необходима для определения объема финансовых средств для ликвидации последствий ЧС, а последняя задача решается для оценки макроэкономических последствий, в том числе региональных. Результаты оценки в рамках третьей задачи представляют интерес для анализа и прогнозирования ущербов в аналогичных ситуациях в будущем.