Лекция 10. ОЦЕНКА СТРАТЕГИЙ И ИХ ОСУЩЕСТВИМОСТИ
В результате освоения материала главы 10 студент должен:
знать
o сущность и основные направления оценки стратегии компании;
o условия успешного выхода из кризиса;
o принципы кризисного бизнес-реинжиниринга;
уметь
o разрабатывать критерии оценки стратегии компании;
o принимать решения но результатам оценки стратегии;
владеть
o техникой "анализа портфеля заказов", "анализа жизненного цикла", "матрицы МакКинси", "бенчмаркинга";
o методами выбора подходящей стратегии.
Выбор стратегии является непростой задачей, однако еще более сложно подобрать соответствующие инструменты для контроля хода осуществления стратегии и оценки ее результатов. Выбор адекватных средств стратегического контроля позволяет уменьшить издержки осуществления стратегии и сократить время перестройки работы корпорации.
Сущность оценки стратегии
Оценка стратегии является заключительным этапом стратегического планирования и продолжается на всех этапах ее реализации. Она может сосредоточиваться на двух направлениях:
- оценке выработанных конкретных стратегических вариантов для определения их пригодности, осуществимости, приемлемости и последовательности для организации;
- сравнении результатов реализации стратегии с уровнем достижения целей.
Эффективная система оценки требует наличия четырех основных элементов.
I. Мотивация для оценки. Прежде чем оценка сможет быть произведена, у руководителя организации должно возникнуть желание оценить свои показатели или стратегию, которую он или его команда хотят реализовать. Такое стремление обусловлено осознанием того, что необходимо достичь соответствия между организацией и предложенной стратегией. Есть другой потенциальный мотивирующий фактор: вы надеетесь получать вознаграждение в зависимости от соответствия ваших показателей поставленным задачам.
II. Информация для оценки. Другим требованием эффективной оценки является информация в удобной для использования форме, необходимая для оценки предложенной стратегии, а также ее последствий после реализации. Для этого требуется эффективная система сбора и обработки управленческой информации, а также полный и достоверный доклад о возможных результатах предложенных стратегий и результатах их реализации.
III. Критерии оценки. Стратегии должны оцениваться по определенным критериям, которые могут быть сгруппированы следующим образом.
Последовательность. Стратегия определяется целью верхнего уровня, поэтому она не должна содержать не согласованные с верхним уровнем цели более низкого уровня.
Согласованность и пригодность. Стратегия должна соответствовать внешней обстановке и происходящим в ней критическим изменениям.
Осуществимость. Стратегия не должна ни переоценивать доступные ресурсы, ни создавать нерешаемые проблемы в будущем.
Приемлемость. Стратегия должна соответствовать ожиданиям конкретных групп поддержки.
Преимущество. Стратегия должна обеспечивать создание или поддержание конкурентного преимущества в избранной области.
Ввиду важности критериев оценки стратегии ниже мы рассмотрим их более подробно.
IV. Решения по результатам оценки стратегии. Оценка стратегии сама по себе не является завершающим этапом. Она должна направлять решения о выборе стратегии и способствовать определению ее действенности. Для этого должны быть разработаны соответствующие системы корректирующих действий, основанные на оценке представленной информации.
Существуют определенные трудности в оценке стратегии, обусловленные следующими причинами.
Необходимая для оценки стратегии информация может быть недоступна или доступна в непригодной форме, или она несвоевременна, или не представляется в реальном времени. Оценка стратегии не может быть качественнее информации, на которой эта оценка основана.
Могут существовать значительные трудности в достижении соглашения, по каким критериям оценивать стратегии.
Могут существовать трудности в определении количества информации, необходимой для создания реалистических прогнозов прибыльности.
Может существовать нежелание проводить систематическую деятельность по оценке.
Принятый принцип оценки может быть слишком сложным.
Пристальное внимание к оценке стратегии и ее осуществлению может быть слишком накладным и непроизводительным. Может также возникнуть сопротивление слишком тщательной оценке стратегии, ибо никто не хочет, чтобы его оценивали слишком тщательно.