Оценка странового риска
Страновые риски связаны с наличием глобального риска, зависят от политико-экономической стабильности стран, импортеров или экспортеров, факторов, обусловливающих внутриэкономический и внешнеэкономический риск. Такие оценки проводятся как зарубежными, так и отечественными фирмами. Рассмотрим две наиболее популярные методики: методику отечественной фирмы "Юниверс" и методику германской фирмы BERI (Институт информации риска в бизнесе).
Методика количественной оценки факторов риска фирмы "Юниверс". Данные работы проводятся более чем для 150 стран мира и во многих отношениях стали общепринятым стандартом. Результаты исследований представляются в виде общего риска по различным причинам, относящимся к социально-политическим, внутриэкономическим и внешнеэкономическим группам рисков.
Методика состоит в следующем: каждая группа риска описывается определенным количеством факторов (как правило, около десяти). Каждый фактор (показатель) отражает конкретную сторону развития социально-политической и экономической ситуации, его текущее или прогнозное состояние характеризуется количественным показателем. Значения этих показателей оцениваются от 1 – лучшие до 10 – худшие и определяются расчетным или экспертным способом в баллах, причем каждый из показателей в системе оценки имеет свой вес, соответствующий его значимости. Сумма весов внутри каждой группы риска равна 1. Присвоенная показателю количественная оценка (от 1 до 10) умножается на его вес (от 0 до 1), и результатом является вклад каждого показателя в рассматриваемую группу риска. Подобный анализ фирма "Юниверс" готовит раз в три месяца. Обобщенная оценка по всем группам риска (R) записывается следующим образом:
где ri – значение каждого показателя в баллах, от 1 до 10; Ai – весовой коэффициент соответствующего показателя.
Данная или аналогичная методика может быть применена для страны в целом, а также для регионов, отдельных областей (субъектов Федерации) и автономий.
Подробно веса по методике фирмы "Юниверс" приведены в табл. 2.1
Таблица 2.1
Методика оценки рисков фирмы "Юниверс"
Социально-политический риск |
Вес (А) |
Угроза стабильности извне: 1 – нет; 10 – очень высокая |
0,03 |
Стабильность правительства: 1 – без изменений; 10 – под угрозой смены |
0,1 |
Характеристика официальной оппозиции: 1 – конструктивная; 10 – деконструктивная |
0,05 |
Влияние нелегальной оппозиции: 1 – не существует; 10 – угроза революции |
0,04 |
Оценка социальной стабильности: 1 – стабильность; 10 – крайняя напряженность |
0,1 |
Отношения рабочей силы с управленческим аппаратом: 1 – сотрудничество; 10 – частые забастовки |
0,04 |
Оценка уровня безработицы в следующие 12 месяцев: 1 – отсутствует; 10 – превышает 25% экономически активного населения |
0,15 |
Оценка распределенности совокупного дохода: 1 – равномерное; 10 – резкое расслоение общества |
0,07 |
Отношение властей к зарубежным инвестициям: 1 – стимулирование и гарантии; 10 – жесткие ограничения |
0,1 |
Риск национализации без полной компенсации: 1 – практически отсутствует; 10 – очень высок |
0,02 |
Отношение местной бюрократии: 1 – содействующее и эффективное; 10 – коррумпированное и противостоящее |
0,12 |
Вмешательство правительства в экономику: 1 – минимальное; 10 – постоянное и определяющее |
0,07 |
Государственная собственность в экономике: 1 – очень ограниченная; 10 – преобладающая |
0,07 |
Вероятность вооруженных конфликтов со странами СНГ или внутри России: 1 – отсутствует; 10 – конфликты неизбежны |
0,04 |
Итого: |
1,0 |
Внутриэкономический риск |
|
Общее состояние экономики в следующие 12 месяцев: 1 – очень хорошее; 10 – серьезные проблемы |
0,1 |
Рост ВНП в сопоставимых ценах: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,05 |
Ожидаемый рост ВНП в постоянных ценах по сравнению с прошлым: 1 – значительное ускорение; 10 – резкое падение |
0.05 |
Рост производства промышленной продукции в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,05 |
Рост капитальных вложений в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,1 |
Рост потребительского спроса в следующие 12 месяцев: 1– рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,1 |
Текущая инфляция в год: 1– более 5%; 10 – более 100% |
0,05 |
Динамика инфляции в следующие 12 месяцев: 1 – существенное замедление; 10 – резкое ускорение |
0,05 |
Доступ к зарубежному финансированию: 1 – доступно; 10 – крайне тяжело получить |
0,05 |
Наличие/стоимость рабочей силы: 1 – избыток дешевой рабочей силы; 10 – нехватка рабочей силы |
0,05 |
Квалификация, качество рабочей силы: 1 – высокое; 10 – квалифицированная рабочая сила практически отсутствует |
0,05 |
Монетарная политика: 1 – мягкая; 10 – жесткая |
0,05 |
Фискальная политика: 1 – стимулирующая спрос; 10 – жесткая |
0,05 |
Уровень налогообложения: 1 – относительно низкий; 10 – крайне высокий |
0,05 |
Динамика уровня налогов: 1 – будут снижаться; 10 – будут повышаться |
0,05 |
Развитие нефтегазового комплекса: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,1 |
Итого: |
1,0 |
Внешнеэкономический риск |
|
Общее состояние платежных балансов с долларовой зоной: 1 – хорошее; 10 – серьезные проблемы |
0,1 |
Торговый баланс с долларовой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – резко положительный; 10 – резко отрицательный |
0,1 |
Рост экспорта в долларовую зону в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,05 |
Рост импорта из долларовой зоны в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,05 |
Общее состояние платежных балансов с рублевой зоной: 1 – хорошее; 10 – серьезные проблемы |
0,1 |
Торговый баланс с рублевой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – резко положительный; 10 – резко отрицательный |
0,1 |
Рост экспорта в рублевую зону в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,05 |
Рост импорта из рублевой зоны в следующие 12 месяцев: 1 – рост более 10%; 10 – падение более 10% |
0,05 |
Официальные ограничения в движении капитала: 1 – свободные перемещения; 10 – перемещения запрещены |
0,05 |
Динамика официальных ограничений на движение капитала: 1 – существенно упрощается; 10 – значительно затрудняется |
0,05 |
Динамика ограничений на торговлю с долларовой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – существенно упрощается; 10 – значительно затрудняется |
0,05 |
Динамика ограничений на торговлю с рублевой зоной в следующие 12 месяцев: 1 – существенно упрощается; 10 – значительно затрудняется |
0,05 |
Изменения обменного курса рубля в следующие 12 месяцев: 1 – увеличение более 20%; 10 – падение более 20% |
0,1 |
Изменение мировых цен на нефть: 1 – рост более 20%; 10 – снижение более 20% |
0,1 |
Итого: |
1,0 |
В заключение отметим, что та страна, которая набирает в сумме большее значение R, является наиболее небезопасной экономически.
Методика количественной оценки странового риска фирмы BERI.
В соответствии с данной методикой уровень экономической безопасности страны (или, наоборот, экономической небезопасности, т.с. ее ненадежности, рискованности) определяется с помощью индекса BERL
Его определением занимаются около 100 экспертов, которые четыре раза в год с помощью различных методов экспертных оценок анализируют все стороны политической и экономической ситуации в стране. Анкета, на которую анонимно отвечают специалисты разных стран, содержит 15 оценочных критериев, каждый из которых имеет удельный вес с общей суммой 100. Каждый вопрос оценивается по балльно-процентной шкале и имеет пять вариантов ответов: 0 – неприемлемо, 1 – плохо, 2 – удовлетворительно, 3 – хорошо, 4 – очень хорошо. Чем выше количество собранных баллов, тем ниже страновой риск и тем выше экономическая безопасность государства. Форма анкеты представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Форма анкеты индекса BERF
Вопрос |
Удельный вес вопроса, % |
Политическая стабильность в стране и ее влияние на экономическую жизнь |
12 |
Отношение к иностранным инвестициям и прибыли |
6 |
Степень и варианты национализации |
6 |
Вероятность и степень девальвации валюты |
6 |
Состояние платежного баланса |
6 |
Бюрократические вопросы |
4 |
Темп роста ВВП (ВНП) |
10 |
Темп роста ВНП ниже 3% в год |
2,5 |
Темп роста BI1П от 3 до 6% |
5 |
Темп роста ВНП от 6 до 10% |
7,5 |
Темп роста ВНП выше 10% |
10 |
Конвертируемость валюты |
10 |
Анализ выполнения договорных обязательств |
6 |
Расходы на заработную плату и уровень производительности труда |
8 |
Возможность использования экспертов и услуг |
2 |
Организация связи и транспорта |
4 |
Взаимоотношения с госорганами |
4 |
Условия получения краткосрочного кредита |
8 |
Условия получения и использования долгосрочного кредита и собственный капитал |
8 |
Итого: |
100 |