Оценка страхового риска, факторы риска. Тарификация
Тарифная ставка по договору добровольного страхования ТС определяется на основе оценки страхового риска. Поскольку автострахование приобрело массовый характер и продажи полисов осуществляет широкий круг агентов и менеджеров, страховые компании разрабатывают для них стандартные, доступные тарифные руководства, с помощью которых последние должны быстро и правильно определить страховой тариф.
В общем виде индивидуальная тарифная ставка по страхованию ТС рассчитывается путем перемножения базового тарифа на поправочные коэффициенты.
Базовый тариф - это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы, рассчитанная для отдельной марки/модели ТС (группы ТС) определенного года выпуска, используемая в качестве базы для расчета окончательного тарифа по договору. Страховщики рассчитывают базовые тарифы для вариантов каско и "ущерб" отдельно (табл. 8.23). При этом внутри каждого варианта тариф меняется в зависимости от возраста ТС. Чем больше срок эксплуатации ТС, тем выше тариф: статистика показывает, что старые ТС для страховщиков более убыточны, чем новые.
Таблица 8.23. Пример сетки базовых страховых тарифов по добровльному страхованию ТС
Группа ТС |
Количество полных лет эксплуатации ТС |
|||||||
1 |
2 |
… |
т |
|||||
Вариант страхования |
||||||||
каско, % |
ущерб, % |
каско, % |
ущерб, % |
каско, % |
ущерб, % |
каско, % |
ущерб, % |
|
Группа 1 |
||||||||
Группа 2 |
||||||||
… |
||||||||
Группа п |
Для удобства работы страховщика транспортные средства объединяются в однородные группы с приблизительно одинаковой степенью риска. В одну и ту же группу попадают ТС разных производителей, но приблизительно одинакового класса, так как в большинстве случаев такие ТС имеют примерно одинаковые показатели по затратам на ремонт. Располагая обширной статистической базой, страховщик может рассчитать базовые тарифы для каждой марки и даже модели ТС. В этом случае тарифная сетка получится очень объемной, и ее использование будет оправданно, если она будет сделана в форме электронного калькулятора. Оба подхода имеют место на практике, но чаще встречается более простой вариант с делением ТС на группы.
Базовый тариф показывает, какой процент от страховой суммы должен заплатить обладатель определенного автомобиля безотносительно к его индивидуальным особенностям эксплуатации ТС. Учет последних в тарифной ставке производится благодаря применению поправочных коэффициентов - числовых величин, отражающих влияние отдельных существенных факторов на степень риска по договору в целом.
Факторами риска могут быть следующие:
- возраст и стаж водителей, допущенных к управлению ТС;
- особенности хранения ТС в ночное (нерабочее) время: возле дома или на охраняемой стоянке;
- наличие или отсутствие на ТС противоугонных устройств;
- наличие в договоре страхования франшизы;
- количество и сумма страховых выплат в течение предыдущих периодов страхования;
- тип страховой суммы (агрегатная или неагрегатная).
Для каждого фактора риска рассчитывается группа значений поправочных коэффициентов. Например, все страховщики формируют матрицу "возраст - стаж" водителей (табл. 8.24).
Таблица 8.24. Пример поправочных коэффициентов за возраст и стаж водителей, допущенных к управлению ТС
Возраст водителя, лет |
Стаж вождения, лет (определяется по водителю с наименьшим стажем и (или) возрастом) |
|||
менее 2 лет |
от 2 до 4 лет включительно |
от 5 до 9 лет включительно |
10 лет и более |
|
До 21 |
1,4 |
1,15 |
||
От 22 до 28 |
1,3 |
1,05 |
1,0 |
1,0 |
От 29 до 67 |
1,2 |
1,0 |
0,95 |
0,9 |
Свыше 67 |
1,9 |
1,1 |
1,05 |
1,03 |
В ряде случаев страховщик вынужден оказать влияние на снижение степени риска по договору независимо от того, какой тариф предложен страхователю. Например, при страховании ТС с повышенным риском угона страховщик может настаивать на оборудовании ТС определенными противоугонными устройствами. В случае несогласия владельца ТС ему может быть отказано в заключении договора страхования, поскольку чистый риск на практике имеет убыточность, близкую к единице.