Оценка стоимости компании (бизнеса) на основе сравнительного подхода
Особенностью сравнительного подхода к оценке собственности является ориентация итоговой величины стоимости, с одной стороны, на рыночные цены купли-продажи акций, принадлежащих сходным компаниям; с другой стороны, на фактически достигнутые финансовые результаты.
Особое внимание уделяется:
o теоретическому обоснованию сравнительного подхода, сфере его применения, особенностям конкретных методов;
o критериям отбора сходных предприятий;
o характеристике важнейших ценовых мультипликаторов;
o основным этапам формирования итоговой величины стоимости;
o выбору величин мультипликаторов, взвешиванию промежуточных результатов, внесению поправок.
Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка. Другими словами, наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.
1. Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия либо акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести: соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса; уровень риска; перспективы развития отрасли; конкретные особенности предприятия и многое другое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
2. Сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.
3. Цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров выступает их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки: компании-аналога, сделок и отраслевых коэффициентов.
Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного) пакета акций.
Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цепы приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода - оценка 100%-го капитала либо контрольного пакета акций.
Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между пеной и определенными финансовыми параметрами.
Основным инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия при сравнительном подходе являются ценовые мультипликаторы.
Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким-либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.
Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям. Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.
Алгоритм применения мультипликаторов при оценке компании показан на рис. 17.4.
Для расчета ценового мультипликатора необходимо:
а) определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании-аналога. Для этого рыночная цена акции аналогичной компании умножается на число акций в обращении. Это даст значение числителя в формуле. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет собой среднюю величину между максимальной и минимальной ценами за последний месяц;
Рис. 17.4. Алгоритм применения метода мультипликаторов при оценке компаний
б) вычислить соответствующие финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и др., или величину знаменателя. В этом качестве может выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 месяцев, либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.
Рассмотрим наиболее популярные мультипликаторы.
Мультипликатор "стоимость предприятия/прибыль до выплаты процентов и налогов", EV/EBIT. Показатель "стоимость предприятия" отражает рыночную стоимость всех рыночных актинон компании, выражаемых в ее обыкновенных и привилегированных акциях, облигациях, долгосрочной задолженности. Однако для непубличных компаний его оценка затруднена и опирается на анализ денежных потоков компании. Показатель "прибыль до выплаты процентов и налогов" может рассматриваться как мера роста денежных потоков. В целом мультипликатор может рассматриваться как отношение рыночной стоимости компании к генерируемым ею денежным потокам.
Мультипликатор "стоимость предприятия / прибыль до выплаты процентов, налогов, начисления износа и амортизации", EV'/EBITDA, в последние годы приобрел много сторонников среди аналитиков в силу следующих причин:
o фирм с отрицательной величиной EBITDA гораздо меньше, чем компаний с отрицательной величиной чистой прибыли (net income, N1 или чистая прибыль на акцию, earnings per share, EPS). Таким образом, использование показателя EBITDA позволяет обеспечить более представительную и сопоставимую выборку для анализа;
o различия в методах начисления амортизации у разных фирм (некоторые предприятия используют линейный метод начисления, другие прибегают к различным формам нелинейного начисления амортизации, в том числе ускоренного) могут оказать значительное влияние на показатели операционной и чистой прибыли, но не влияют на показатель EBITDA;
o при сравнении фирм с разным уровнем финансового рычага этот показатель прибыли легче сопоставлять, чем другие [Дамодаран, 2006. С. 669].
Однако рассмотрение этого мультипликатора как аналога первому возможно только для краткосрочного периода времени, когда темпы инвестирования в активы соответствуют темпам их обесценивания в результате износа, учитываемого амортизационной политикой.
Указанные два мультипликатора, как можно заключить из состава включаемых в них показателей, уменьшаются при увеличении стоимости капитала компании и снижении темпов се роста. Поэтому их использование для оценки растущих фирм может привести к противоречивым результатам.
Разновидностью приведенных выше мультипликаторов является мультипликатор "стоимость предприятия / выручка", EV/revenues. Хотя, на первый взгляд, этот коэффициент не может быть информативным, поскольку не содержит сведений о прибыльности компании и, следовательно, не показывает ее денежные потоки, инвесторы достаточно часто прибегают к нему для быстрой оценки перспектив компании. В быстро растущих высокотехнологичных отраслях экономики период окупаемости инвестиций достаточно велик и многие компании в течение длительного времени демонстрируют отрицательные прибыли при высоких темпах роста выручки.
Мультипликатор "цена/прибыль", price/earnings multiple, РЕ, является самым распространенным в инвестиционном анализе. Он рассчитывается как отношение рыночной цены акции к прибыли, приходящейся на одну акцию. Однако для быстро растущих фирм расчет этого показателя может оказаться бесполезным, так как в силу длительной окупаемости вложений такие фирмы часто бесприбыльны в течение длительного периода времени и коэффициент, таким образом, оказывается заведомо завышенным. Кроме того, трудно ожидать высокой сопоставимости показателей по группе компаний в силу различий в методике расчета показателя "прибыль па одну акцию" (EPS). Этот показатель может рассчитываться по первоначальной, форвардной, отслеживаемой, полностью разбавленной и другим характеристикам прибыли. Еще одной проблемой, связанной с данным мультипликатором, является то, что он характеризует стоимость предприятия только по собственному капиталу и не учитывает стоимость долга.
Мультипликатор "цена/прибыль/темпы роста", РЕ ratio to growth, PEG, рассчитывается как частное от деления мультипликатора "цена/прибыль" на ожидаемые темпы роста прибыли на акцию. Он используется для сопоставления значений расчетной стоимости предприятий, функционирующих в одном и том же секторе экономики.
Следует отметить, что мультипликаторы прибыли (РЕ, PEG и их модификации) в конечном счете определяются теми же переменными, которые определяют и стоимость фирмы, рассчитываемую на основе дисконтируемых денежных потоков. Это операционная доходность, риск и ожидаемые темпы роста. Фирмы с более высокими темпами роста, меньшим риском и более высокими коэффициентами выплат должны оцениваться по более высоким значениям мультипликаторов прибыли, чем сопоставимые компании. Однако практика показывает, что очень часто использование этих мультипликаторов приводит к ошибочным заключениям. В целом используемые аналитиками методики несовершенны и несмотря на глубину изучения бизнеса компаний часто приводят к грубым ошибкам при оценке.
Мультипликатор "стоимость предприятия, приходящаяся на одного работника" рассчитывается как отношение стоимости предприятия к численности его персонала. Логика использования этого показателя заключается в том, что рост численности персонала является самым чувствительным показателем, характеризующим потенциальный рост фирмы. Недаром в законодательстве большинства стран именно количество работников является официально установленной характеристикой размера предприятия.
Таким образом, мы определили шесть показателей, позволяющих оценивать стоимость компании с точки зрения инвесторов (рис. 17.5). Однако на практике показателей может быть много больше, и порядок их использования во многом определяется личными предпочтениями инвестора (аналитика).
Рис. 17.5. Мультипликаторы стоимости компании
Выбор величины ценового мультипликатора производится на основе анализа фактических средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту, а также позиции оцениваемой компании по элементу сравнения. Методика поиска аналогов сводится к отбору компаний, чьи показатели наиболее близки к оцениваемой по таким критериям, как структура балансового отчета, отчеты о финансовых результатах, значения финансовых коэффициентов.
Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичными являются следующие поправки:
o портфельная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации активов;
o аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся нефункционирующие активы, например непроизводственного назначения;
o если в процессе финансового анализа выявлена либо недостаточность собственного оборотного капитала, либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть;
o возможно применение скидки на низкую ликвидность;
o в некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля; данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, так как позволяет применять его для оценки контрольной доли собственного капитала.