Оценка результатов обучения
В настоящее время оценка все чаще рассматривается как основной направляющий элемент педагогического процесса вуза. "Оценка определяет, что студенты считают важным, как они проводят свое время и как они выглядят в своих собственных глазах в качестве студентов и позже в качестве выпускников... Если вы хотите изменить учебную деятельность студента, меняйте метод оценки" – утверждают авторы книги "Оценка учебной деятельности студента в высшем образовании" [165], получившей широкую известность в Европе.
Оценка включает, главным образом, отбор образца деятельности студента, внимательное рассмотрение этого образца и определение его достоинств [165. С. 8]. Образец деятельности (sample) может представлять собой использование компьютера, написание эссе, выполнение теста, решение проблем и сообщение об их решении, воображаемые и практические процедуры, устное или письменное сообщение, действия, мысли и ощущения и др. Оценка образца деятельности проводится как на основе эксплицитных, так и имплицитных критериев. Выбор образца деятельности может осуществляться самим студентом, его коллегами по учебе, тьюторами[1] или работодателями. На основе выбранного образца деятельности делаются заключения о достижениях студента (его потенциале, умственных способностях, склонностях, отношениях, мотивации и, возможно, о свойствах личности) и устанавливается успешность его деятельности в форме "отметок", "оценок уровня" или соответствующих рекомендаций.
Многие формы оценки могут реализовывать диагностическую функцию как для студента, так и для преподавателя. Увидев, что именно "не усвоено", что "усвоено хорошо", что "усвоено прекрасно", и преподаватель, и учащийся понимают, над чем еще следует поработать, а чему можно уделять меньше внимания. В этом случае оценка выступает в качестве инструмента реализации обратной связи и носит название формирующей (formative) оценки. Условием эффективного использования формирующей оценки является наличие развитой системы критериев успешного выполнения каждого из контрольных заданий.
Однако в силу устоявшейся традиции и по ряду других причин в современной образовательной практике более широко распространены оценки другого типа – итоговые (summative) оценки, которые используются для простой фиксации того или иного уровня достижений студента в конце учебной программы или ее части и не предусматривают обратной связи от преподавателя.
В большинстве стран, подписавших Болонскую декларацию, наиболее широко используемым форматом итоговой оценки служит письменный или устный экзамен. Достоинство письменных экзаменов –дешевизна и надежность: одновременно можно проэкзаменовать большую группу студентов. В то же время устный экзамен позволяет проверить знания студента более глубоко, чем письменный.
Письменные экзамены могут осуществляться в самых различных формах, наиболее типичными из которых являются эссе; множественный выбор; решение проблем (математических, физических, экономических, лингвистических); анализ кейсов, данных, текстов; обзор литературы.
Устные экзамены также проводятся в различных форматах, которые можно объединить в следующие две категории:
1) устные ответы на вопросы комиссии (включающей, как правило, более чем одного экзаменатора);
2) демонстрация студентами практического навыка или набора навыков.
Большинство программ, описанных в проекте TUNING, используют широкий спектр методов оценки. Возможные варианты: тесты; презентации; отчеты о лабораторных, полевых и других исследованиях; курсовые работы; отчеты о стажировках; критический анализ исследовательских работ; диссертационное исследование; защита результатов работ. Во многих случаях эти методы выполняют одновременно функции формирующей и итоговой оценки. В таком случае выставляемая комплексная отметка отражает итоговый результат работы студента в рамках конкретной части программы обучения, а обратная связь от преподавателя – а иногда и от однокурсников – обеспечивает формирующую составляющую оценки.
Примерами инструментов комплексной оценки, широко использующихся в странах Европы во всех предметных областях в рамках учебных программ различных циклов и уровней сложности, а также с различными целями на каждом уровне, являются дипломная работа и диссертация.
Диссертация относится к итоговым формам оценки и применяется по окончании программы или значительной части программы обучения. Создание диссертации требует от студента значительных усилий и предполагает наличие целого ряда знаний и компетенций. Диссертация, как правило, пишется под руководством преподавателя, который не только консультирует студента в процессе работы над текстом, но и, конечно, осуществляет обратную связь на различных этапах ее написания. Таким образом, реализуется формирующая функция оценивания. Итоговая оценка выставляется по результатам устной или письменной защиты, т.е. на основе письменного текста. На уровне докторантуры (PhD) защита диссертации как своего рода заключительный экзамен всегда проводится в устной форме, хотя формат такой защиты значительно варьируется от страны к стране. На двух предыдущих уровнях (бакалавриат, магистратура) оценка проектов и дипломных работ/диссертаций может проводиться, в ряде случаев, только на основе текста письменной работы.
Во многих учебных заведениях разработаны и изданы руководства и требования в отношении оценки результатов обучения на различных уровнях последнего, а также в отношении написания дипломных работ/диссертаций. В европейских документах подчеркивается, что студенты должны иметь четкое представление об используемой стратегии оценки для данной образовательной программы, о целях, которые преследуют экзамены и другие формы оценки, о том, что конкретно ожидают от студента, и какие критерии будут использоваться для оценки их деятельности [186. С. 17]. В частности, общепринятой нормой сегодня становится публикация универсальных правил, касающихся любой письменной работы.
Обсуждая проблемы оценки в различных культурах, необходимо учитывать, какие именно факторы принимаются во внимание в различных формах оценки. Например, в некоторых системах образования похвальным считается прилежание, в других – высокие достижения, в третьих – наличие и демонстрация большого потенциала. Эту базовую систему ценностей часто игнорируют при составлении простого описания используемых форм оценки, хотя, как отмечается, в современной "мобильной Европе" она нуждается в более серьезном отношении [200. С. 99].