Оценка реализуемости мер поддержки с учетом потребностей отраслевых товаропроизводителей в дополнительных субсидиях

Сопоставление принятых Российской Федерацией обязательств по присоединению к ВТО и возможностей субсидирования отечественных СХТ позволяет обратить внимание на разный уровень защищенности отраслевых товаропроизводителей.

В своей монографии[1] авторы предприняли попытку прогноза среднегодовых импортных цен по основным продуктовым группам, производимым в стране и одновременно импортируемым ею в значительных объемах. Уже отмечалось, что к этим группам относятся основные виды мяса (говядина, свинина, мясо птицы, баранина), а также сахар свекловичный, молоко и молочные продукты.

Прогноз импортных цен производился как на основе определения их среднегодовых приростов в 2005–2012 гг., так и с использованием метода экспертных оценок. По аналогичной схеме определялись цены на соответствующие товары отечественных товаропроизводителей. То же самое относится и к оценке полной себестоимости указанных видов продукции.

Для расчета дополнительного объема субсидий авторами была предложена методика, в основу которой была положена Вперед формула:

где ДОСi – дополнительный объем субсидий на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, млрд руб.; Цопi – прогнозная средняя цена отечественных производителей на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, тыс. руб/т; Циi – прогнозная средняя цена импортеров на i-й вид продукции в соответствующем календарном году, тыс. руб/т (цепа импортеров рассчитывалась авторами путем умножения средней импортной цены соответствующего товара на коэффициент средней ввозной таможенной пошлины и нормативный коэффициент рентабельности, равный 1,25); разница (Цопi – Циi) соответствует ставке субсидии; Прi – физический объем отечественного производства i-гo вида продукции в соответствующем календарном году (по сценарию 1), млн т; Ктi – коэффициент товарности i-го вида продукции в соответствующем календарном году.

Расчеты по данной методике на примере свинины и молока представлены в табл. 10.3.

Что же касается баранины, то в силу убыточности ее производства ставка субсидии рассчитывалась на основе разницы между ценой производителя (Цопi) и полной себестоимостью данного вида продукции в соответствующем прогнозном периоде.

По нашим расчетам, среди производимых в стране и импортируемых в значительных объемах сельскохозяйственных и продовольственных товаров в дополнительной поддержке в 2013–2020 гг. будут нуждаться именно свинина, молоко и молочные продукты, баранина и козлятина. Расчеты показывают, что по указанным товарным группам цены импортеров, обеспечивающие даже 25%-ную рентабельность, в течение этого периода будут ниже цен отечественных товаропроизводителей. Чтобы лишить импортеров данного существенного преимущества, рассматривался сценарий 2 с выплатой дополнительных объемов субсидий отечественным СХТ. Для баранины и козлятины эти объемы рассчитывались в параметрах, обеспечивающих безубыточность функционирования отрасли.

Таблица 10.3

Компонентная база для расчета прогнозных объемов дополнительных субсидий на свинину, баранину и молоко в Российской Федерации, 2013–2020 гг.

Год

Вид

продукции

Цена, тыс. руб/т

Ставка субсидии, тыс. руб/т

Производство, тыс. т

Коэффициент

товарности

Объем субсидий, млрд руб.

ОП*

И*

2013

Свинина

117,11

106,52

10,59

2720

0.744

21,42

Баранина

121,71

128.12**

6,41

198,5

0,55

0,70

Молоко

14,98

13,78

1,20

32 000

0,597

22,91

2014

Свинина

124,14

111,49

12,65

2750

0,744

25,87

Баранина

129,02

135.81**

6,79

204,1

0,55

0,76

Молоко

15,88

14,12

1,76

32 100

0,597

33,81

2015

Свинина

131,58

119,58

12,00

2820

0,744

25,17

Баранина

136,76

143,96**

7,20

209,9

0,55

0,83

Молоко

16,84

14,96

1,88

32 300

0,597

36,18

2016

Свинина

139,48

128,09

11,39

2900

0,744

24,57

Баранина

144,96

152,59**

7,63

215,9

0,55

0,91

Молоко

17,85

15,77

2,07

32 700

0,597

40,48

2017

Свинина

147,85

140,59

7,26

2960

0,744

15,97

Баранина

153,66

161,75**

8,09

222,1

0,55

0,99

Молоко

18,92

17,51

1,41

33 200

0,597

27,86

2018

Свинина

156,72

153,35

3,37

3050

0,744

7,64

Баранина

162,88

171,45**

8,57

228,4

0,55

1,08

Молоко

20,05

18,93

1,12

33 500

0,597

22,47

2019

Свинина

166,12

163,62

2,51

3120

0,744

5,81

Баранина

172,65

181.74**

9,09

235

0,55

1,18

Молоко

21,25

19,65

1,60

33 700

0,597

32,27

2020

Свинина

176,09

169,57

6,52

3200

0,744

15,51

Баранина

183,01

192,64**

9,63

240

0,55

1,27

Молоко

22,53

19,84

2,69

34 000

0,597

54,52

* Цена ОП – средняя цена отечественных СХТ; Цена И – цена импортеров (с учетом ввозной таможенной пошлины и нормативного коэффициента рентабельности).

** Полная себестоимость (ПС) 1 т баранины (в убойной массе).

Предполагается, что реализация подпрограммы "Развитие мясного скотоводства" выведет отрасль на должный уровень рентабельности и без дополнительных субсидий. В то же время значительные субсидии молочному скотоводству будут способствовать и улучшению финансово-экономических показателей производства сопутствующего продукта отрасли – мяса крупного рогатого скота.

Как таковое дополнительное субсидирование мясного птицеводства в силу его таможенной защищенности по сценарию 2 не предусматривается, однако инвестиционные кредиты предлагается поддерживать субсидиями и после 2015 г. После 2017 г. предлагается поддерживать инвестиционные кредиты и в свиноводстве. Также но сценарию 2 предлагается вернуть механизм субсидируемого кредитования в целях приобретения СХТ энергонасыщенной техники, развивая его параллельно с механизмом продажи техники со скидкой.

Разумеется, субсидии отличаются и по форме, и по содержанию. Практикой доказано, что субсидии, выдаваемые под инвестиционные кредиты, реально способствуют модернизации производства и ресурсосбережению в отечественном АПК. В то же время многие виды субсидий носят чисто компенсационный характер и оказывают слабое стимулирующее воздействие на указанные процессы. Однако в условиях жесткой конкуренции с импортерами "компенсирующие" субсидии вполне уместны и в состоянии благотворно влиять на современный уровень и эффективность отечественного производства.

Повышение бюджетной нагрузки по сценарию 2 нам представляется оправданным, поскольку направлено на развитие эффективных механизмов государственной поддержки товаропроизводителей отечественного АПК. К их числу авторы относят и механизмы субсидируемого кредитования. Второй немаловажной задачей сценария 2 является проверка реализуемости Государственной программы с учетом ограничений ВТО по "желтой корзине" в случае корректировки бюджетных расходов в сторону увеличения на 20-30%.

Расчеты по сценарию 2 даны в табл. 10.4.

Представленные нами расчеты подтверждают возможность реализации Государственной программы при большем объеме ее финансирования с учетом обязательств страны перед ВТО по объемам АМП.

Расчеты показывают, что вполне возможно избежать превышения мер "желтой корзины", если Минсельхоз России будет в состоянии контролировать режим de minimis и грамотно управлять процессом внутренней поддержки сельского хозяйства. Необходимость в дополнительном субсидировании отечественного АПК вызывается еще и тем, что неизбежное ежегодное удорожание промышленных товаров и услуг, приобретаемых СХТ, будет приводить к частичному обесцениванию номинальных объемов субсидирования.

Таблица 10.4

Оценочные объемы и структура государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Российской Федерации на 2013–2020 гг. Сценарий 2

Показатель

Год

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем бюджетного финансирования Государственной программы – всего, млрд руб.

238,862

236,753

263,247

280,033

294,301

310,327

325,120

338,670

в том числе:

финансирование мероприятий "зеленой корзины"

49,578

38,360

39,132

57,146

59,817

65,940

71,514

78,775

прямые производственные субсидии

189,284

198,392

224,115

222,887

234,484

244,387

253,606

259,895

Дополнительный объем прямых производственных субсидий, млрд руб.

46,895

65,038

69,589

76,453

60,245

51,366

63,455

98,568

в том числе:

продуктовые субсидии

45,030

60,439

62,553

67,286

49,247

38,849

49,719

83,920

субсидии по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники

1,865

4,600

7,035

9,167

10,999

12,518

13,735

14,648

Совокупный объем прямых производственных субсидий, млрд руб.

236,179

263,431

293,704

299,340

294,730

295,754

317,060

358,464

в том числе:

продуктовые субсидии de minimis, млрд руб.

37.114

37,582

43,724

44,853

46,369

47,927

49,367

51,969

продуктовые субсидии "желтой корзины" (текущая АМПпс), млрд. руб.

101,090

119,353

127,865

132,529

113,606

101,273

110,424

142,924

непродуктовые субсидии (НС), млрд руб.

97,975

106,496

122,115

121,958

134,755

146,554

157,270

163,571

Косвенные субсидии (КС), млрд руб.

27.500

27,700

28.500

28.700

28,800

28,900

29,000

29,000

НС + КС, млрд руб.

125,475

134,196

150,615

150,658

163,555

175,454

186,270

192,571

Стоимость валовой продукции сельского хозяйства (ВПсх), млрд руб.

3494,1

3793,9

4111,8

4453,5

4820,6

5217.2

5652,2

6117,1

Соотношение объема НС + КС и ВПсх, %

3,59

3,54

3,66

3,38

3,39

3,36

3,30

3,15

Курс рубля по отношению к доллару США, руб/1 долл.

31,40

32,10

33,70

34,90

37,10

39,30

40,80

41,20

Совокупная текущая АМП ("желтая корзина"): млрд руб.

101,090

119,353

127,865

132,529

113,606

101,273

110,424

142,924

млрд долл. США

3,219

3,718

3,794

3,797

3,062

2,577

2,706

3,469

Допустимый уровень совокупной текущей А Μ11, млрд долл. США

9,000

8,100

7,200

6,300

5,400

4,400

4,400

4,400

Исходя из фактического уровня цен, умеренно оптимистического варианта прогноза Минэкономразвития Российской Федерации, была принята к расчетам Вперед прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ (рис. 10.5[2]).

Рис. 10.5. Прогнозная динамика среднегодовых индексов цен на промышленные товары и услуги, приобретаемые СХТ Российской Федерации

Используя вышеуказанный инструментарий, можно рассчитать покупательную способность субсидий (ПСС), взяв за базу, например, 2012 г. – год, предшествующий реализации Государственной программы. При этом расчет можно провести по следующей формуле:

где СПn – объем приведенных субсидий n-го года реализации Государственной программы, пересчитанный по покупательной способности субсидий 2012 г. (млрд руб.); CHn – объем номинальных (запланированных) субсидий на n-й год реализации Государственной программы (млрд руб.); Inб – базисный индекс цен "-го года на промышленные товары и услуги, приобретаемые отечественными СХТ (единиц).

На рис. 10.6 представлены плановые (номинальные) объемы субсидирования отечественных СХТ и те же объемы, но пересчитанные по покупательной способности субсидий 2012 г.[3] Обращает на себя внимание тот факт, что к 2020 г. даже при условии реализации умеренно оптимистического сценария социально-экономического развития страны предусмотренные объемы финансирования Государственной программы по покупательной способности субсидий будут в 2 раза меньше своих плановых значений.

Рис. 10.6. Прогнозная динамика номинальных и приведенных объемов бюджетного финансирования мероприятий Государственной программы по сценариям 1 и 2

К сожалению, расчеты показывают, что в период реализации Государственной программы (в рамках заданных сценарных условий) диспаритет цен па промышленную и сельскохозяйственную продукцию будет углубляться (рис. 10.7).

В связи с прогнозируемым углублением ценового диспаритета были бы оправданными действия федеральных и региональных властей по изысканию дополнительных средств государственной поддержки СХТ.

Рис. 10.7. Прогнозная динамика базисных индексов цен на производимую и потребляемую продукцию в сельском хозяйстве Российской Федерации (2012 г. = 1)

Дополнительные средства господдержки необходимы еще и потому, что в случае реализации сценария 1 уровни прямого производственного субсидирования отечественных СХТ в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в течение 2013–2020 гг. практически останутся на отметке 2010 г. (в долларовом эквиваленте). По данным экспертов, в 2010 г. значение этого показателя в среднем по России составляло 77,2% от соответствующего уровня господдержки фермеров Канады, 56,5% – от уровня США, 6,3% (!) – от уровня Европейского союза. Конкурировать с продукцией стран, где на протяжении десятилетий сельское хозяйство поддерживается существенно выше отечественного уровня, будет весьма непросто.

Важно обратить внимание на то, что в современных условиях в особой поддержке нуждается отечественное свиноводство. Во-первых, потому что с присоединением к ВТО отрасль лишилась необходимого уровня таможенной защиты (на что уже обращалось внимание). Во-вторых, потому что развитие отрасли сопряжено с огромными затратами и рисками, связанными с наличием реальной эпизоотической угрозы – африканской чумы свиней. В этой связи отраслевые товаропроизводители (в том числе и ведущие личное подсобное хозяйство) вправе рассчитывать на благоприятный режим поддержки со стороны федеральных и региональных властей России.